Языковой барьер: как преодолеть все трудности и стать «своим среди чужих»

Проблемы с самооценкой, недостаток мотивации и другие трудности на пути к общению с иностранцами. Спойлер: загвоздка кроется в нашем прошлом, но решается в настоящем.
Языковой барьер: как преодолеть все трудности и стать «своим среди чужих»

«Мои амбиции ограничены лишь моим страхом»

Чарльз Буковски

Психологам известен феномен «барьера фрустрации». Это когда некое умение представляется нам абсолютно недостижимым. Дескать, «не при наших талантах». Надо заметить, с «барьером фрустрации» сталкивается подавляющее большинство людей на начальной стадии изучения иностранного языка. И в особенности, если изначально «инглиш» изучался когда-то в школе по старой методике, призванной удержать наших граждан от иммиграции. Без шуток, составители школьной программы явно преследовали подобную цель. Иначе, как объяснить катастрофическую нехватку разговорной практики в традиционной системе обучения: читаю, понимаю, сказать не могу – не приучен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как преодолеть все барьеры и заговорить?

Проработайте страхи самостоятельно или с психологом (при необходимости)

Все мы родом из детства. Того самого, где вся школьная система строилась на страхе промаха. Потому что оценка, какой бы она ни была, ставит на тебе клеймо. Либо троечника, который весь урок мечтает, чтобы его не вызвали к доске и приучается молчать и не отсвечивать (привет, разговорная практика!). Либо отличника, который «гордость класса» и неистово боится рухнуть с пьедестала, поэтому тоже живет принципом: «не уверен – молчи». Больше всего повезло, казалось бы, хорошистам. Но и на их долю хватало неврозов в среде, где тебя, твою личность постоянно оценивают. К слову, именно акцент на оценке личности, а не труда приучает бояться промахов и холодеть от ужаса как перед публичными выступлениями, так и при необходимости говорить на иностранном языке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Используйте принцип маленьких шагов

В начале обучения многие из нас склонны попадать в «дофаминовую ловушку». Известно, что в головном мозге есть центры, отвечающие за систему поощрения. Выполняешь задание, получаешь результат - доволен. Быстрая обратная связь подталкивает к повторению пройденного опыта. И в таком случае есть соблазн учиться запоем. Тем более, и сам результат в начале пути особенно впечатляет: вчера вы знали десять слов, а сегодня — двадцать. За день удвоили показатели! Однако, геометрическая прогрессия в вопросах скорости изучения языка невозможна, а вот перегореть при таком подходе проще простого. Разбейте путь по продвижению к цели на маленькие шаги и следуйте плану. Само наличие плана и следование ему снижает градус тревожности и заглушает внутренний голос, который фонит на репите: «У многих получается, а у меня никак, стоит ли стараться» и т.д.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сравнивайте себя и... себя

В исследовании Harris Insights & Analytics, проведенном среди детей из разных стран мира, говорится о том, что 79% российских школьников переживают из-за того, что в школе их постоянно сравнивают с другими учениками. С возрастом постоянное сравнение также не идет нам на пользу. Это плохая мотивация, способствующая неврозам не меньше вышеупомянутого оценивания личности. К сожалению, культура соцсетей, демонстрирующая концентрат успешности и укрывающая бэкграунд пути развития, лишь способствует демотивации тех, кто пока не слишком уверен в себе. Если языковой барьер для вас кроется именно в этом, возьмите за правило сравнивать исключительно свои достижения. «Вот полгода назад я мог лишь заказать еду в ресторане без словаря, а сегодня посмотрел любимый фильм с оригинальной звуковой дорожкой» и т.д.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Используйте метод «воображаемой личности»

Представьте себе ситуацию: вы в путешествии за границей, и вам необходимо что-то спросить у местных жителей. Попытки прокрутить весь разговор в голове, подготовиться к развитию беседы лишь сильнее вгоняют в ступор. Снять чувство напряжения, преодолеть тот самый барьер, помогает психологический прием «воображаемой личности». Применять его на территории, где ни с кем не знаком, особенно удобно. В новом обществе вы можете представить себя кем-то другим. И если этот «другой» ошибется, вы просто улыбнетесь, наблюдая за ним как бы со стороны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поставьте себе цель

Правильно сформулированная цель рождает мощную движущую силу под названием мотивация. Подмечено, что там, где за обучением прогнозируется карьерный рост, дело идет быстрее.

«Четко сформулируйте для себя, на какую должность вы сможете претендовать, когда перейдете на очередной уровень, — советует Эми Кролевецкая, методист онлайн-школы английского языка для детей Novakid. — Или, возможно, вы планируете перебраться в международный офис компании, скажем, на Гавайях? Одни мысли о подобных перспективах рушат любые барьеры. Кстати, если мы говорим о детях, то для них правильно выстроенная цель при изучении языка тоже имеет большое значение. И тут важно не "промахнуться". Часто родители "мотивируют" чадо в контексте: поступить в нужный вуз, хорошо устроиться в жизни. Для детей это слишком отдаленная и сложно вообразимая перспектива. Это примерно как мы учили бы язык для того, чтобы отправиться с Илоном Маском колонизировать Марс. Детей от взрослой жизни, в их представлении, отделяют пространства примерно как "до космоса и обратно". Зато смотреть популярного блогера, чатиться в дискорде с англоязычными геймерами – перспектива понятная и приятная. К сожалению, при обучении по школьной программе учитель обязан следовать четко составленному и утвержденному плану. Так что за индивидуальным подходом и подпиткой рабочей мотивации можно отправиться на индивидуальные уроки. Благо с трендом на онлайн школы сделать это не сложно. При необходимости преподаватель включит в программу хоть лексику Minecraft, хоть финансовый ликбез. А игровые элементы, доступные в учебном процессе онлайн, позволяют быстрее справиться с психологическими барьерами».

Часто на пути к свободному общению на иностранном языке стоит наш перфекционизм: «либо скажу идеально, либо никак». В этот момент особенно важно объяснить себе: мы осваиваем новое, чтобы удовлетворить свои потребности, а не заработать баллы или признание окружающих.

Материал подготовлен совместно с Novakid