Эмблема катастрофы: Климатическая кривая
Ровно 50 лет назад молодой американский ученый Чарльз Дэвид Киллинг (Charles David Keeling) начал проводить точные замеры концентрации CO2 в двух максимально диких местах, до которых он мог добраться, а именно — в районе Южного полюса и на вершине вулкана Мауна Лоа, расположенного на Гавайях. Результаты этих измерений были пугающими. Они выступили в роли первых тревожных звоночков, предупредивших человечество о стремительном росте количества углекислого газа в земной атмосфере. Благодаря работам Килинга уровень парниковых газов стал отслеживаться учеными практически повсеместно — всем стало ясно, что земная атмосфера меняется, и что эти изменения могут привести к весьма серьезным последствиям.
Именно благодаря кривой Килинга в обществе начались дебаты о роли человека в глобальном изменении климата. «Подобные темы попросту не обсуждались до тех пор, пока Килинг не зафиксировал рост концентрации углекислого газа и не показал, что этот процесс может быть связан с растущей активностью человека, — рассказывает профессор Эндрю Уоткинсон (Andrew Watkinson), британский специалист в области климатических исследований. — Полученный им график — символ нашей климатической перспективы».
В 1950-х, когда Килинг только начал свои эксперименты, никто толком не знал, что происходит с углекислым газом, образующимся в результате сжигания ископаемого топлива — торфа, каменного угля, природного газа, нефти и ее производных. Предположение о том, что он накапливается в атмосфере, выглядело весьма сомнительным — с тем же успехом он мог поглощаться и перерабатываться океаническим планктоном, лиственными лесами и прочей растительной биомассой.
Работавший вместе с Киллингом биохимик Эндрю Мэннинг (Andrew Manning) вспоминает: «Главной целью исследований была проверка гипотезы, согласно которой сжигание ископаемого сырья приводит к общему росту уровня CO2 в атмосфере. Соответствующие замеры должны были производиться на максимальном удалении от промышленных районов и больших городов — основных производителей вредных выбросов. Именно поэтому Килинг выбрал вулкан Мауна Лоа, расположенный посередине Тихого океана. Без неутомимого профессора Килинга и построенной им кривой наши знания о роли человека в стимулировании глобального потепления отставали бы от нынешнего уровня как минимум на 10, а то и на все 20 лет».
Килинг обнаружил, что уровень CO2 постоянно растет, хотя соответствующая кривая подвержена циклическим колебаниям, связанным с сезонными изменениями количества активной биомассы. В 1958 г., когда ученый начал свои измерения, в атмосфере фиксировалось 315 молекул углекислого газа на каждый миллион молекул в воздухе; к 2005 г. это значение выросло до 378.
Как замечает профессор Мэннинг, фиксировать столь незначительные изменения состава атмосферы, находясь вдали от цивилизации, оказывается весьма сложной задачей даже сегодня. Тот факт, что Килинг смог обеспечить столь высокую точность измерений еще 50 лет назад, свидетельствует о его исключительной настойчивости, изобретательности и преданности науке.
Без точных данных о росте концентрации CO2 за последние 50 лет мы не смогли бы понять смысл тех климатических изменений, которые происходят в наши, Именно данные Килинга позволили установить четкую зависимость между ростом выбросов, связанных со сжиганием ископаемого сырья, и общим изменением климата. А это — вопрос первостепенной важности.
По расчетам ряда ученых, глобальное потепление приведет к новому грандиозному вымиранию видов — исчезнет примерно половина (читайте об этом печальном прогнозе: «Спасайся, кто может»). Неудивительно, что выдвигаются все новые проекты снижения концентрации СО2 в атмосфере о некоторых из них мы рассказывали в заметке «Риск планирования». Стоит, правда, сказать, что далеко не все ученые связывают катастрофические изменения климата с деятельностью человека. По их мнению, основные причины этого имеют естественный характер и объясняются, например, ослаблением космических лучей («Холодная радиация»).
По публикации BBC News