Искусство перевоплощения: растения — мастера иллюзий
Мимикрируют не только животные. Разные виды орхидей могут напоминать совершенно другие цветы или насекомых, чтобы привлекать опылителей. Пустынные литопсы притворяются невзрачными камнями. Некоторые омелы отращивают листья, похожие на листья дерева, на котором они паразитируют. Но во влажных лесах Аргентины и Чили можно встретить лиану, которая достигла в таком притворстве поразительного мастерства. Boquila trifoliolata – единственный представитель своего рода – способен имитировать множество разных хозяев. Взбираясь по древесному стволу поближе к солнцу, они выбрасывают листья, копирующие свое окружение.
Сами по себе, без постороннего влияния, листья бокилы округлые, сравнительно мелкие и светло-зеленые. Но оказавшись на дереве, лиана легко и непринужденно меняется. «Листья бокилы демонстрируют невероятное разнообразие, – говорит Эрнесто Джаньоли (Ernesto Gianoli), впервые описавший их удивительные способности. – Самые крупные могут быть вдесятеро больше самых мелких, с окраской в диапазоне от совсем светлого до глубоко темного. Примерно в 3/4 случаев они напоминают ближайший лист дерева, к которому растут, делаясь близкими к нему по размерам, площади, длине черешка и цвету. Листья бокилы могут даже отращивать острый кончик, если – и только если – лиана поднимается по растению с остроконечными листьями».
Иллюзия джунглей
Необычную способность бокилы Джаньоли впервые обнаружил, работая со студентами в джунглях Национального парка Пуеуэ на юге Чили. Ученый обратил внимание, что одна и та же лиана несет на уровне земли небольшие округлые листики, а на высоте – уже совершенно другие, крупные, темно-зеленые и остроконечные, почти неотличимые от листьев дерева, по которому она взбирается. Взяв этот странный случай на заметку, биолог стал внимательнее присматриваться к встречающимся по пути лианам, и вскоре нашел бокилу на других деревьях и с совершенно другими листьями.
Тогда биологи нашли в общей сложности 12 деревьев-хозяев разных видов, на которых росли в общей сложности 45 лиан бокилы. Их листья демонстрировали мимикрию под хозяина по девяти из 11-ти рассмотренных учеными характеристик (угол роста, толщина, текстура, максимальная ширина и длина, цвет и т.п.) Более того, одна и та же лиана, растянувшись через несколько разных растений, способна выбрасывать листья разных форм. «Некоторые особенности листвы, например, зубчатую кромку, скопировать довольно трудно, – добавляет биолог, – В таких случаях можно видеть, что бокила "старается как может", и ее листья становятся похожими, хотя и не в точности их воспроизводят».
Прежде такая способность (миметический полиморфизм) была известна лишь у некоторых бабочек. Ученые предположили, что она защищает лиану от растительноядных насекомых, и даже продемонстрировали, что пока она растет на земле или на безлиственной части ствола, ее листья повреждаются чаще, чем при росте в кроне, с листьями, мимикрирующими под листья хозяина. Однако почему именно такое притворство помогает, неясно. Возможно, оно позволяет бокиле просто скрыться в общей массе листвы своего хозяина. А возможно, что это способствует сохранению листьев, делая их похожими на листья ядовитых для насекомых растений.
Секрет фокуса
Но, конечно, главной загадкой остается сама природа мимикрирующей способности лианы. Каким образом организм, полностью лишенный зрения и осязания способен воспринять и скопировать внешний вид и форму окружающих листьев? Эксперименты показывают, что для этого физического контакта между ними не требуется: бокиле достаточно оказаться рядом с «исходным образцом». Лиана мимикрирует под ближайший лист даже в том случае, если он принадлежит соседнему дереву, не имеющему ничего общего с тем, по которому она поднимает свой стебель.
Возможно, она ориентируется на характерные химические сигналы, которые выделяют растущие клетки меристемы на листе растения-хозяина. Разные наборы летучих веществ запускают развитие листьев в том или ином направлении. Другая возможность состоит в использовании горизонтального переноса генов – передачи ДНК организма другому организму, не являющемуся его потомком. Такой механизм широко распространен среди прокариот и одноклеточных эукариот, но иногда встречается и у более сложных существ – растений, грибов, низших животных. Вирусы или другие паразиты, переносясь с ближайших листьев на бокилу, могут «прихватывать» с собой фрагменты ДНК, которыми и пользуется мимикрирующая лиана.
Загадочная способность лианы даже возродила затихшие еще в первой половине ХХ века дискуссии о существовании у растений фоточувствительных рецепторов, подобных тем, что имеются у цианобактерий и динофлагеллятов. Авторы гипотезы ссылаются на то, что растения резуховидки могут расправлять свои листья и слегка менять их ориентацию, чтобы те не слишком затеняли друг друга, и, конечно, на то, что бокила может «видеть» свое окружение.
Однако Джаньоли и его коллеги категорически отвергают такую возможность. По их словам, мимикрия бокилы находится на уровне, совершенно недоступном для рецепторов, способных регистрировать лишь уровень освещенности и обеспечивать разве что нехитрый фототаксис – движение к свету. Исследования еще продолжаются, а пока секрет перевоплощения южноамериканской лианы остается полной загадкой.