Суперновая жизнь: И классическая смерть
Расположенная в 20 тыс. световых лет от нас, туманность G292.0+1.8 — одна из всего лишь трех останков сверхновых в нашей галактике, содержащих большое количество кислорода. На снимке, недавно полученным телескопом Chandra, видна его быстро растущая, крайне сложная структура и масса легких элементов, включая кислород, неон и кремний, которые сформировались в недрах сверхновой до взрыва.
На такую тонкую съемку у Chandra ушло 6 дней, и не зря: сравните изображение, сделанное этим телескопом, с результатами, полученными наземной обсерваторией. Разобраться во всех его деталях особенно важно, поскольку, по мнению астрономов, этот случай гибели сверхновой — классический, «как из учебников». Отследив различные компоненты рентгеновского излучения, можно сделать выводы о химическом составе материи и ее распределении. Кстати, это распределение оказалось крайне несимметричным. На иллюстрации (слева) цвета соответствуют разным химическим элементам, и видно, что они разлетаются не равномерной смесью, а отдельными рукавами.
Кроме того, чуть ниже и левее центра туманности обнаружился пульсар — плотная, быстро вращающаяся нейтронная звезда, оставшаяся от ядра погибшей звезды. Возможно, легкое смещение его от центра вызвано отдачей от некогда случившегося взрыва. Пульсар окружен туманностью, созданной «пульсарным ветром» — облаком высокоэнергетических намагниченных частиц. Узкий яркий рукав, пересекающий пульсар на снимке Chandra почти вертикально — этот выброс происходит, видимо, из-за несоответствия оси вращения пульсара с направлением выброса.
Но более интересен еще более яркий горизонтальный «рукав». Скорее всего, он появился еще накануне взрыва сверхновой, когда умирающая звезда выбросила колоссальные объемы материи. Ориентация этого рукава показывает, что ось вращения остатков звезды — пульсара — совпадает с ее бывшей осью.
Пульсары вообще крайне интересные (и опасные) объекты. Читайте о других исследованиях: «Космический каннибализм».
По пресс-релизу Chandra