Как наш мозг усваивает новые знания

Наша невероятная способность к обучению является определяющим фактором развития вида, но мы до сих пор не до конца понимаем, как именно наш мозг усваивает новые знания и навыки.
Как наш мозг усваивает новые знания
Siora Photography / Unsplash

Новые исследования подчеркнули важность бодрствования в перерывах между обучающими занятиями, чтобы мозг мог лучше усвоить новые знания

С 1885 года исследователи знали, что отдых между занятиями делает запоминание нового материала проще. Теперь ученые стали свидетелями того, как и когда происходит усвоение нового материала мозгом — во время перемен, если только при этом ученик или студент не решили вздремнуть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Это первая демонстрация нейронного воспроизведения вновь приобретенного навыка в бодрствующем состоянии», — говорит невролог Леонардо Коэн из Национального института неврологических расстройств и инсульта.

Сон играет важную роль при переходе знаний из краткосрочной памяти в долгосрочную. Но в ходе нового исследования была доказана полезность для усвоения полученных знаний отдыха в бодрствующем состоянии. При этом консолидация памяти оказалась значительно мощнее, чем во сне.

Нейробиолог Итан Бух, Леонардо Коэн и их коллеги провели эксперимент на 30 добровольцах. Задание было несложным: им следовало набрать на клавиатуре число 41324 недоминантной рукой (правшам – левой, а левшам – правой). Делать это надо было непрерывно в течение 10 секунд, стараясь выполнить задание как можно быстрее и точнее. После каждой попытки давалось 10 секунд на отдых. Всего задание выполнялось 36 раз. При этом подопытным делалась магнитоэнцефалограммы (измерение магнитных полей, создаваемых электрическими токами клеток мозга).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследователи заметили частые повторы сигналов (всего 50 мс) во время отдыха, что говорило о хорошо усвоенном навыке набора цифр. Эти всплески воспоминаний в мозге слишком быстры, чтобы быть осознанными.

Мозг повторяет (вспоминает) полученный навык чаще во время перерывов после первых 11 попыток (до 30 раз в течение 10 секунд отдыха) — это самый эффективный этап обучения.

Новое открытие позволит оптимизировать не только методы обучения, но и лечения людей с травмами мозга.