Как наш мозг усваивает новые знания
С 1885 года исследователи знали, что отдых между занятиями делает запоминание нового материала проще. Теперь ученые стали свидетелями того, как и когда происходит усвоение нового материала мозгом — во время перемен, если только при этом ученик или студент не решили вздремнуть.
«Это первая демонстрация нейронного воспроизведения вновь приобретенного навыка в бодрствующем состоянии», — говорит невролог Леонардо Коэн из Национального института неврологических расстройств и инсульта.
Сон играет важную роль при переходе знаний из краткосрочной памяти в долгосрочную. Но в ходе нового исследования была доказана полезность для усвоения полученных знаний отдыха в бодрствующем состоянии. При этом консолидация памяти оказалась значительно мощнее, чем во сне.
Нейробиолог Итан Бух, Леонардо Коэн и их коллеги провели эксперимент на 30 добровольцах. Задание было несложным: им следовало набрать на клавиатуре число 41324 недоминантной рукой (правшам – левой, а левшам – правой). Делать это надо было непрерывно в течение 10 секунд, стараясь выполнить задание как можно быстрее и точнее. После каждой попытки давалось 10 секунд на отдых. Всего задание выполнялось 36 раз. При этом подопытным делалась магнитоэнцефалограммы (измерение магнитных полей, создаваемых электрическими токами клеток мозга).
Исследователи заметили частые повторы сигналов (всего 50 мс) во время отдыха, что говорило о хорошо усвоенном навыке набора цифр. Эти всплески воспоминаний в мозге слишком быстры, чтобы быть осознанными.
Мозг повторяет (вспоминает) полученный навык чаще во время перерывов после первых 11 попыток (до 30 раз в течение 10 секунд отдыха) — это самый эффективный этап обучения.
Новое открытие позволит оптимизировать не только методы обучения, но и лечения людей с травмами мозга.
Новые исследования подчеркнули важность бодрствования в перерывах между обучающими занятиями, чтобы мозг мог лучше усвоить новые знания