Клиповое мышление: глобальная трансформация человека
Что такое клиповое мышление
При слове «клип» у многих возникает ассоциация с музыкальным клипом – пятиминутным роликом из нарезок различных образов. В английском языке это слово имеет немного другое значение — «вырезки из газет или фильмов» — но его тоже можно перевести как «видеоряд».
Все эти ассоциации не далеки и от самой сути клипового мышления. Человек воспринимает окружающий мир как череду картинок, порой не связывая происходящее между собой. Картинка сменяет картинку, явление происходит за явлением, а почему происходит так или иначе, возможны ли варианты и как предсказать, ускорить, предупредить ближайшие события – думать некогда. Трудно представить, как такое восприятие мира поможет обществу, бизнесу, отдельному человеку расти и развиваться. Клиповое мышление уже сейчас называют глобальной трансформацией человеческой природы и основной проблемой будущего.
Эффективно ли клиповое мышление
В конце 90-х в одном из московских вузов был проведен эксперимент: участникам была предложена одна и та же история в разных подачах – в словесном описании и в формате видеоролика. Уровень понимания ситуации у тех, кто посмотрел видеоролик, оказался в шесть раз выше, чем у студентов, которые прочитали текст. Объяснение автор эксперимента сделал следующее: видеоконтент дает готовое решение, а если быть более точным, то всего лишь его иллюзию.
Рассуждать, подключать логику, тяжелее. «Думать больно», – часто говорит бизнес-тренер команды ManGO! Games Олег Косчинский, разрабатывая новые способы вовлечь в дискуссии участников обучающих программ, адаптируя деловые игры под онлайн-формат.
Мы живем в огромном информационном поле, где информацию не нужно добывать, она появляется по одному клику или даже голосовой команде. Мы ленимся думать, сопоставлять, анализировать. Отсутствие анализа информации приводит к тому, что она исчезает из памяти, как только появляется новый образ. Мы переключаем внимание на новые и новые образы, подобно тому, как щелкаем пультом, прыгая по каналам телевизора.
Производители информации в большинстве своем не стремятся заставить людей думать, наоборот, они научились учитывать особенности мышления современных людей и вкладывают большие средства в разработку более простого контента с укороченными фразами и слабыми логическими связями. Клиповое мышление вполне удобно для рекламы и коммерции.
Причины появления клипового мышления
Российский философ К.Г. Фрумкин в 2010 году назвал пять основных причин появления клипового мышления:
- Развитие технологий.
- Большой объем информации.
- Многозадачность.
- Рост скорости всех процессов и стремление все успеть.
- Рост демократии и диалогичности на разных социологических уровнях.
Несмотря на то, что многие СМИ представляют клиповое мышление как опасность и социальную проблему, это явление более сложно и разнородно, чем может показаться. У него есть как отрицательные, так и положительные стороны. Клиповое мышление – это приобретенное качество, которое появилось как реакция на изменения в окружающей среде. Например, оно позволяет человеку адаптироваться к бешеным скоростям и постоянным переменам.
Особенности клипового мышления
Особенности клипового мышления — скорость обработки данных, визуальное восприятие, трудности с длительным удержанием внимания, с восприятием однородной информации или большой порции материала без перерыва. Для ManGO! Games это не вчерашнее открытие. Занимаясь обучением, мы поняли, что для эффективности процесса просто необходимо учитывать слабости обучаемых – так называемые «5 грехов», которые как раз связаны с клиповостью мышления.
Клиповое мышление – противоположность понятийному мышлению (по Выготскому), которое предполагает аналитический обзор получаемой информации. Человек, обладающий понятийным типом мышления, изучает полученные порции информации досконально, тратя на это больше времени. Такого человека называют «человеком книг», и, как правило, ему трудно существовать в мире постоянных изменений: его решения могут запоздать, а многозадачность для него становится проблемой.
Человеку необходимо учиться жить в условиях, в которых он находится. С этой точки зрения клиповое мышление играет защитную функцию – оберегает нас от информационных нагрузок. На это обращает внимание психолог С. Ю. Ключников, который в своей книге основным показателем «мастерства жизни» назвал защищенность.
Человек с клиповым мышлением не готов воспринимать много скучной информации и согласен только на краткую и четкую, иначе он не успел бы потребить необходимый объем данных. Однако это вовсе не значит, что полученную информацию не следует обдумывать. Не стоит перепрыгивать к новой порции знаний, едва притронувшись к предыдущей.
Положительные качества людей с клиповым мышлением
Люди с клиповым мышлением – не роботы с короткой памятью, им просто не нужно разжевывать информацию, они способны ее «ловить на ходу», быстро «раскладывая по нужным полкам». Эти люди многозадачны, способны мгновенно реагировать на новую информацию и переключаться «между каналами». Они быстрее настраиваются на смену задач и одновременное их выполнение. Правда, есть обратная сторона медали – рассеянность и чрезмерная активность.
Есть критики клипового мышления, но есть и критики этих критиков, которые считают, что и наука в определенной мере поверхностна, ведь как бы мы глубоко ни копали, есть утверждения, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. А люди с клиповым мышлением просто уходят от глубины и используют для своих целей поверхностные факты, экономя время.
Риски клипового мышления и как их избежать
Клиповое мышление не опирается на контекст, не пытается установить связи между происходящим: у человека все же отсутствует общая картина происходящего. От ошибок его уберечь может работа в группе. Важно также не допускать раздробленности сознания, учиться концентрировать внимание, анализировать простые вещи, которые на первый взгляд кажутся очевидными.
Самый простой способ избавиться от негативного влияния клипового мышления – читать и анализировать полученную информацию, рефлексировать и не только решать проблемы, но и исследовать их, не только получать результат, но и оценивать его.
Воспринимать короткую информацию – не страшно, отказываться от скучного контента и выбирать простой и понятный с минимальным количеством текста – разумно. Однако важно тренировать свое внимание, размышлять, анализировать полученную информацию. Если воспринимать лишь поверхностные ярлыки, внимание расслабится, станет рассеянным, и усваивать информацию будет все сложнее.