Ждем сигнала: Есть кто-нибудь живой?
Новая обсерватория Allen Telescope Array (ATA), расположенная в 432 км к северу от Сан-Франциско, специально предназначена для поисков братьев по разуму. Название свое «Массив телескопов Аллена» получил от имени одного из основателей компании Microsoft, миллиардера и филантропа Пола Алена (Paul Allen), оплатившего примерно половину из 50 млн. долларов, которые потребовались на реализацию проекта.
42 тарелки — серьезное пополнение для «армии» из 350 радиотелескопов, вовлеченных в работы по знаменитому проекту поиска внеземного разума SETI. Астроном из института SETI Сет Шостак (Seth Shostak) замечает: «Технические возможности АТА существенно повышают наши шансы обнаружить сигналы, исходящие от других мыслящих существ. Кроме того, это первая в мире обсерватория, построенная специально для поиска внеземного разума». Впрочем, тут же он сравнил эти поиски с попытками найти иголку в стоге сена: «Мы не знаем, сколько в принципе существует "иголок" в галактическом "стоге сена", насчитывающем около 400 миллиардов звезд, но мы думаем, что мы найдем хотя бы одну уже к 2025 году».
Другие специалисты оценивают ситуацию более трезво. Лео Блиц (Leo Blitz) считает, что АТА, по крайней мере, поможет астрономам в изучении удаленных объектов, в том числе — зарождающихся галактик: «Это может подстегнуть целое направление астрономии», — говорит он. Воспринимающие радиоволны телескопы способны заглянуть гораздо дальше, чем датчики, использующие другие длины волн. Первые изображения, уже полученные с помощью новой обсерватории, представляют карты радиосигналов ближайших к нам Туманности Андромеды и созвездия Треугольник.
Работа по проекту SETI напоминает поиски «философского камня», которые вели средневековые алхимики. Может, им и не удалось найти вещество, превращающее любой металл в золото, но науку они продвинули заметно вперед. Читайте подробнее о проекте SETI и о том, как принять в нем участие: «Достучаться до небес». Впрочем, как замечают некоторые, «чужая» жизнь может оказаться совсем не такой, какой мы ее представляем — и даже такой, какой мы ее с трудом можем себе представить («Размножающиеся штопоры»).
По информации PhysOrg.Com