Шевели извилинами: как и почему изучение языков меняет наш мозг

Учить языки – полезно. Едва ли кто-то возьмется спорить с этим утверждением. Но в чем именно заключается эта польза? В возможностях для карьерного роста и путешествий? В удовольствии от просмотра любимого сериала в оригинале? Безусловно. Но все-таки главное, что может дать человеку новый язык – развитие мозга. Какие процессы происходят в нашей голове, когда мы учим незнакомые слова или штудируем грамматические правила? Способны ли занятия иностранным языком изменить наш мозг? Давайте разбираться.
Шевели извилинами: как и почему изучение языков меняет наш мозг

Головной мозг – один из сложнейших «механизмов» в мире. Несмотря на многочисленные исследования, он по-прежнему таит в себе немало тайн. Ранее ученые придерживались теории о четком распределении обязанностей между частями мозга при речевой функции:

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.


Воспроизведение речи – область Брока (нижняя лобная доля мозга). Пациенты с ее повреждением (афазией) понимают, что им говорят, но связанно ответить не могут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Понимание речи – область Вернике (задний отдел верхней височной извилины доминантного полушария мозга). Ее афазия приводит к тому, что человек не только не может выразить свои мысли, но и не способен читать и понимать речь других.

Эта модель считалась основополагающей до 1970-х годов. Однако проведенные в последующие десятилетия эксперименты показали, что такое представление о «разделении труда» сильно упрощено. Понимание речи, произношение слов и их воспроизведение требуют работы всего мозга. Изучая новые слова или выстраивая фразы на неродном языке, мы активизируем не какой-то конкретный отдел головного мозга, а стимулируем все его участки, ответственные за восприятие, запоминание, фонетику, семантику и анализ контекста употребления слова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полушария и языковой барьер

При обучении новому языку главной «рабочей лошадкой» выступает левое полушарие головного мозга. Условно его можно назвать «техническим». Именно оно отвечает за поэтапную обработку информации, контроль речи и способность к изучению языков в целом.

Правое полушарие считается «гуманитарным». В его зону ответственности входит все, что связано с «креативностью»: талант к искусствам, интуиция, фантазия, ассоциативное мышление и многое другое. Речевую функцию правое полушарие может взять на себя только в исключительном случае, например, при повреждении мозга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С основами теории о полушариях мозга знакомы многие: она достаточно широко популяризирована. Однако последние исследования показывают, что и здесь все не столь однозначно. Так, ученые Баскского центра исследования сознания, языка и мозга (The Basque Center on Cognition, Brain and Language) выяснили, что при изучении иностранного языка человек может задействовать оба полушария. Участниками эксперимента стали изучающие новый язык взрослые люди. С помощью функциональной магнитно-резонансной терапии у них измерили нейронную активность между полушариями во время чтения, аудирования и разговора на родном и неродном языках. Оказалось, что чем лучше испытуемые знали иностранный язык, тем активнее они использовали оба полушария.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За функцию «говорения» по-прежнему отвечало левое полушарие, но при понимании речи подключалось и правое полушарие. Ученые полагают, что отчасти это может объяснить природу «языкового барьера», когда человек умеет понимать иностранный язык, но все равно испытывает трудности в разговоре.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Может ли язык изменить наш мозг?

Изучение языков действительно способно менять наш мозг. Занятия можно сравнить с тренировками в тренажерном зале. Только в этом случае мы делаем сильнее и крепче мозг, а не бицепсы или кубики пресса.

Широко известен эксперимент, проведенный учеными университета Лунда (Швеция). В рамках исследования группе шведских разведчиков предложили заняться одним из трех новых языков. Выбирать предполагалось из достаточно сложных для изучения русского, арабского и персидского. Обучение должно было проходить в ускоренном режиме, чтобы уже через год испытуемые смогли свободно заговорить.

Вторую группу составили из студентов медицинского вуза. Они также постоянно пребывали в состоянии умственного напряжения, но в отрыве от иностранных языков. Спустя три месяца эксперимента выяснилось, что у разведчиков произошло утолщение коры головного мозга в трех участках, и увеличилась область гиппокампа (она отвечает за ориентирование в пространстве и освоение нового материала). А вот студенты, несмотря на постоянную мозговую активность, такими результатами похвастаться не смогли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нейрогенез и иностранные языки

Человеческий мозг невероятно пластичен. Благодаря этому его качеству мы сохраняем способность к обучению на протяжении всей жизни. Однако c годами усваивать новые знания нам становится сложнее. Винить в этом стоит ослабление нейрогенеза – процесса образования новых нервных клеток и нейронных связей. Природа нейрогенеза объясняет разницу в обучении детей и взрослых. Чем младше человек, тем быстрее у него обновляются клетки головного мозга. Поэтому детям учить иностранный язык проще, этот момент учитывают, например, в школах английского для детей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«В том, что дети могут учить новые языки естественно, не прилагая к этому тех мучительных усилий, которые требуются взрослым, я убедился на примере своего сына. Еще, когда он был в младенческом возрасте, и не говорил даже по-русски, я ежедневно разговаривал с ним на английском. Результат оказался впечатляющим: уже к четырем годам он в совершенстве овладел обоими языками. Это отличное подтверждение теории о том, что приступать к изучению иностранных языков стоит как можно раньше», — комментирует основатель онлайн-школы английского для детей Novakid Максим Азаров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на снижение пластичности мозга, нейрогенез присутствует у человека в любом возрасте. Более того, новый язык помогает ускорить процесс обновления нейронов. Для пожилого человека уроки иностранного – это не просто хобби или шанс нагнать упущенные возможности, а физиологическая потребность.

Так, в 2019 году итальянские ученые изучили влияние занятий английским на мозг людей 59–79 лет. Через четыре месяца обучения участники эксперимента продемонстрировали улучшение когнитивных функций и способности к переключению между задачами.

Знание двух и более языков помогает значительно отсрочить проявление деменции у пожилых людей. Канадские ученые проанализировали информацию о более чем 200 людях с недавно выявленной болезнью Альцгеймера. Выяснилось, что те из них, кто владел несколькими языками, заметили первые симптомы в среднем на пять лет позже, чем те, кто говорил только на родном языке. Эта деталь оказалась единственным объяснением «отсрочки»: какой-либо закономерности в профессии, уровне образования или месте рождения пациентов найти не удалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По сравнению с детьми у взрослых меньше шансов овладеть иностранным языком в совершенстве. Но учить языки никогда не поздно: польза от занятий будет всегда. Важно помнить, что залогом успеха становится подход к обучению. Во взрослом возрасте у человека полностью развита префронтальная кора головного мозга, отвечающая за концентрацию и способность к аналитической деятельности. Детям же удерживать внимание намного сложнее. Поэтому языки они лучше всего усваивают на уровне эмоций, а не рационального мышления. Например, с помощью песен, стихов или игровых заданий.