Орбитальная кухня: Кулинария как точная наука

Когда я учился в младших классах школы, отец как-то привез мне из Эстонии мармелад в тюбике. Восторгу моему не было предела – ведь именно такой едой, по бытовавшему в то время мнению, питались космонавты. Но все мои попытки запихнуть в тюбик борщ или что-нибудь еще не увенчались успехом. Тем, кто прочитает эту статью, будет проще – «TechInsider» выяснила секреты российской космической еды.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Индивидуальная кухня

В первых космических полетах, которые длились по несколько часов, космонавты либо не ели вообще, либо брали с собой обычные земные продукты. Но когда счет времени пошел на сутки, обойтись без специальной еды стало невозможно. Обычные продукты быстро портятся, да и для употребления в невесомости неудобны. В Научно-исследовательском институте пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии (НИИ ПП и СПТ) совместно с Институтом медико-биологических проблем начали разрабатывать космические рационы. В качестве базы был выбран Бирюлевский экспериментальный завод (БЭЗ), производивший консервы, хотя производством космических рационов занимались и в других местах — например, почти все сублимированные продукты поставлялись из Эстонии, отдельные предприятия производили мясные продукты, консервы из птицы, рыбы и кондитерские изделия. Однако в начале 1990-х большинство этих предприятий прекратили «космическое» производство. Сейчас 90% продуктов, входящих в рацион космонавтов, производит БЭЗ — все, кроме сыра (в настоящее время его поставляет московский завод «Карат»), хлеба (НИИ Хлебной промышленности) и рыбных блюд («Гипрорыбфлот», Санкт-Петербург). Поскольку на МКС работают совместные экипажи, половину суточного рациона питания поставляют американцы, а половину — Россия. «Мы чередуемся: в первый день экипажи едят наш первый завтрак и обед и американский второй завтрак и ужин, на следующий день — наоборот, — объясняет Татьяна Васильевна Гаврюшенко, главный специалист Бирюлевского экспериментального завода НИИ ПП и СПТ. — Во время подготовки космонавты имеют возможность продегустировать все наши блюда и высказать свои предпочтения, на основе этого и составляется сбалансированное по калорийности и по содержанию жиров, белков и углеводов индивидуальное меню для каждого члена экипажа». Рацион комплектуется исходя не только из индивидуальных предпочтений, но и с учетом национальных традиций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Употребить до

Типичные сроки хранения космических продуктов — 18−36 месяцев. «В течение этого времени наша технология гарантирует безопасность. Но на самом деле фактическая цифра может быть и больше, — говорит Татьяна Васильевна. — Из каждой партии до одной трети продукции уходит на различные испытания — микробиологический и физико-химический контроль. Условия стерилизации каждой партии непрерывно контролируются, а после окончания этого процесса вся продукция помещается в термостат и проводит три недели при 24 °C. Затем треть каждой партии отбирают для микробиологического анализа — как у нас, так и в сторонней микробиологической лаборатории. Каждый этап документируется, и результаты всех проверок подшиваются в паспорт каждой партии. Поэтому для каждой банки, помимо номинального гарантийного срока, существует еще один — по результатам испытаний».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зачем нужны такие сроки хранения, ведь большинство продуктов на МКС потребляется задолго до их истечения? Сейчас это, конечно, перестраховка, но в 1960-х, когда планировался полет на Марс, такие сроки были вполне актуальны. Да и в будущем, в связи с возобновлением интереса к марсианскому проекту, ситуация вновь может измениться.

Еда в тюбиках

Космические консервы по виду очень похожи на обычные, но банки изготовлены не из жести, а из алюминия, поэтому на одной только стограммовой банке экономия массы составляет около 20 г. Внутреннюю поверхность банки, контактирующую с едой, покрывают специальным пищевым лаком. Хлеб по традиции поставляется в маленьких кусочках, в виде 30−45-граммовых порций в вакуумной упаковке из полимерной пленки — раньше крошки могли попасть в механизмы станции (сейчас такой проблемы уже нет — на МКС стоят уловители). Кондитерские изделия и некоторые десерты поставляются в таких же упаковках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Естественно, самое интересное — это спецпакеты из полимерной пленки для вакуумной упаковки сублимированных продуктов, чая и кофе. Кстати, в зависимости от типа продукта вакуум может быть разным — скажем, гречневая каша допускает сильное вакуумирование, а вот фруктовый сок — нет: он гигроскопичен и в «сильном вакууме» слеживается в брикет. Использовать продукты в такой упаковке очень просто: космонавт, отрезав край пакета, вставляет в клапан носик дозатора и заливает туда соответствующее количество воды нужной температуры, затем разминает смесь и ждет необходимое время. Затем ему необходимо открыть пакет с другой стороны — причем в случае супов или соков туда присоединяется мундштук, а в случае вторых блюд пакет образует своеобразную «кастрюльку», из которой ложкой с длинным черенком космонавт и извлекает содержимое. Американская упаковка проще — она напоминает обычные пакеты быстрого приготовления, да и меню у них немного отличается — в соответствии с традициями национальной кухни.

А что же тюбики? До 1990-х годов в тюбики (тубы) расфасовывались первые блюда. Однако сейчас их место заняли полимерные спецпакеты — это и удобнее, и экономит массу (тридцатиграммовая сублимированная порция дает при восстановлении полноценную тарелку супа). Впрочем, тубы тоже используются — в них расфасовывают приправы, соусы и мед.