Генотип и фенотип. Лицо и мозг генетически связаны. Главные новости 6 апреля
Английское выражение «beauty is only skin deep» можно перевести на русский приблизительно: «красота обманчива» или «не суди по лицу». Генетики Стэнфорда решили это выражение несколько конкретизировать. Ученые рассматривали ситуацию, когда две значительно различающиеся по генотипу и фенотипу (внешним признакам) популяции людей смешиваются и скрещиваются. Сохраняется ли различие геномов этих популяций? Генетики пришли к выводу, что спустя несколько поколений геномные различия стираются. Это происходит даже в том случае, когда в качестве пары выбирается только похожий партнер. В этом случае геномные различия сохраняются несколько дольше, но результат тот же. Может случиться так, что гены, ответственные, например за цвет кожи, оказываются почти единственными, принадлежащими «темной» популяции, а все остальное у человека — от «светлых». В общем, не судите по внешности это — «only skin deep»
Но с другой стороны... В Медицинской школе Стэнфорда выделили гены, ответственные за форму лица человека. Оказалось, что 76 геномных регионов, отвечающих за наше лицо, входят в состав тех 472 геномных регионов, которые отвечают за развитие и формирование мозга. Ученые не ждали такого массового пересечения. Мозг и лицо оказываются тесно связаны в своем развитии. Правда, один из авторов исследования Джоанна Высоцка говорит, что предсказывать по лицу ранний Альцгеймер или, пристально поглядев на человека, узнать его IQ, пока не получится, — за это отвечают другие гены. Но то, что лицо может многое о мозге рассказать, ученые не сомневаются.
В конечном счете внешний вид все равно формируется в основном геномом. Но процесс этого формирования крайне непрост. Резуховидка Таля или Arabidopsis thaliana — это такая мушка дрозофила для генетиков (только среди растений). У нее довольно короткий геном (150 млн пар нуклеотидов) и с ней удобно работать. Генетики Стэнфордского университета провели PHK-секвенирование (ScRNA-seq) 20 тысяч клеток на верней и нижней сторонах листа резуховидки. Ученые постарались установить, как происходит процесс дифференцировки стволовых клеток. РНК-секвенирование позволяет отследить редкие, временные изменения, возникающие при дифференцировке клеток. Оказалось, что клетки вовсе не идут строем по прямой. Они ведут себя очень индивидуально, и даже могут, как бы посомневавшись, вернуться к той форме, которую уже прошли — заложить петлю. Эта работа имеет большое значение для понимания самого процесса морфогенеза, то есть образования различных органов и тканей из эмбриональных клеток.
Рассматривая изображения вымерших гоминид, мы составляем свое представление о них. И часто это представление не основано ни на чем, кроме воображения художника, который их нарисовал. Райн Кэмбелл антрополог из Университета Аделаиды, Австралия замечает: «Неандертальцев обычно рисуют с грязными, всклоченными волосами. Но это чистая выдумка. Мы можем сделать некоторые обоснованные предположения о цвете волос, но мы не знаем, как неандертальцы ухаживали за своими волосами и какие они использовали средства гигиены. Животные ухаживают за шерстью очень тщательно. Почему же мы отказываем в этом неандертальцам?» Антропологи из Университета Говарда в Вашингтоне и Университета Аделаиды решили поправить эту ситуацию и создали специальную базу данных, в которой собрали известные на сегодня научные представления о внешнем виде ископаемых гоминид. Ученые полагают, что правильное представление о наших предках важно и с научной, и с этической точек зрения.
Генотип, конечно, определяет фенотип (то есть внешние признаки), но происходит это совсем не очевидным образом