Троянские кони против бактерий и гены-зомби. Главное за 24 марта

Молекулярные биологи из Сколтеха разработали новое антимикробное соединение, действующее по принципу «троянского коня». Нейробиологи из университета Чикаго установили, что клетки мозга человека продолжают жить после его смерти, но живут они по-разному. Генетики из университет Далхауз, Галифакс установили, что механизм репликации ДНК, который до сих пор считался единственно возможным для всех эукариот, работает не всегда.
Троянские кони против бактерий и гены-зомби. Главное за 24 марта
Википедия

Всматриваясь в жизнь на клеточном уровне мы снова убеждаемся и в том, как биомолекулярный мир необыкновенно разнообразен, и в том, как мало мы о нем знаем

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Исследователи Сколтеха изучили новые антимикробные соединения, действующие по принципу «троянского коня»: эти вещества под видом безобидного соединения проникают в бактериальную клетку и уничтожают ее, блокируя синтез белков. В борьбе с микробами самая сложная задача – взломать мощную внешнюю защиту и, проникнув внутрь нужной клетки, применить «смертоносное» оружие. Новым «ахейцам» из Сколтеха это удалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нейробиологи из университета Чикаго исследовали жизнь мозга после смерти. Примерно 80% проанализированных генов оставались относительно стабильными в течение 24 часов — их экспрессия почти не изменилась. Они как будто не сразу заметили, что человек умер. К ним относятся гены, которые часто называют генами «домашнего хозяйства», то есть к тем, что обеспечивают основные клеточные функции. Другая группа генов, присутствующих в нейронах и принимающих активное участие в деятельности человеческого мозга, такой как память, мышление и судорожная активность, быстро деградировала в течение нескольких часов после смерти. Есть и третья группа генов — «гены зомби» — они резко увеличивали свою активность в то же самое время, когда количество нейронных генов снижалось. Пик посмертных изменений наступил примерно через 12 часов. Это в основном глиальные клетки, которые продолжают бороться с воспалительными процессами. Для ученых, исследующих болезни мозга, в частности, болезнь Альцгеймера, крайне важно понимать, что клетки с которыми они имеют дело, часто уже совсем не те, что были при жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Генетики из Центра сравнительной геномики, университет Далхауз, Галифакс исследовали и полностью секвенировали геном одноклеточного эукариота Carpediemonas membranifera из рода Metamonada. Это свободно-живущее (непаразитическое) простейшее, обитает в осадочных приливных отложениях Большого барьерного рифа. Биологи анализировали процесс репликации ДНК простейшего. Сам механизм репликации эукариот — очень консервативный и практически совпадает у всех известных эукариот (в том числе и у человека). Но оказалось, что у Carpediemonas репликация проходит радикально по-другому — у него отсутствуют белки, инициирующие начало репликации (комплекс ORC), Такие белки есть у всех эукариот. Кроме того, оказалось что у простейшего нет целого набора белков, которые отвечают за «ремонт» ДНК по время деления. Репликация происходит быстро и ненадежно, но почему-то Carpediemonas выживает и неплохо себя чувствует. Генетики пишут: «Это подчеркивает тот факт, что наши концепции универсальности основаны на исследованиях очень небольшого подмножества организмов. Анализ Carpediemonas как модельной системы может выявить пока неизвестные механизмы, лежащие в основе эволюционной пластичности на всем древе жизни эукариот».