Ради приятного общения: ученые доказали, что дружескую беседу нужно прерывать раньше, чем мы привыкли
Во время учебы в магистратуре Оксфордского университета Адам Мастроянни столкнулся со страхом, хорошо знакомым многим: не застрянет ли он в разговоре, так и не найдя способ вежливо прервать собеседника?
Затем Мастроянни подумал: возможно, его будущий собеседник беспокоился о том же. «Что, если мы все оказались в ловушке разговора, потому что ошибочно думаем, что другой человек хочет его продолжить?», — спрашивает он.
Спустя 5 лет и одну научную публикацию, Мастроянни обнаружил, что оба страха вполне обоснованы: большинство разговоров не заканчиваются, когда этого хотят сами люди.
Чтобы получить четкое представление о том, что на самом деле чувствовали люди во время разговора, Мастроянни, доктор философии и психологии Гарвардского университета, и его коллеги пригласили 252 незнакомца в свою лабораторию. Их объединяли в пары и дали возможность болтать о чем угодно до 45 минут. Добровольцам сказали, что все время, которое они не будут тратить на беседу, будет потрачено на другие экспериментальные задачи, поэтому у тех не было мотивации прекращать обсуждение раньше срока.
Большинство пар просто трепались о бытовой ерунде: спрашивали, где кто вырос и что изучает. Мастроянни говорит, что многие разговоры были настолько скучными, что «на собеседников было физически трудно смотреть».
Затем исследователи опросили участников, как они оценивают свой опыт недавних бесед. Из 126 разговоров только 2% закончились по желанию обоих участников, о чем ученые сообщили в марте 2021 года в Proceedings of the National Academy of Sciences. Некоторые экстраверты души хотели поболтать подольше, но 69% участников признались, что хотели закончить беседу пораньше. В среднем, люди хотели, чтобы их разговоры были на 50% длиннее или короче, в зависимости от своей общительности.
По словам Мастроянни, разница, похоже, заключается в том, что люди скрывают свои истинные желания. Поскольку собеседники опасаются, что завершение разговора может быть грубым или оскорбительным, они намеренно не сигнализируют другим, когда хотят уйти. По его словам, из-за этого сложно угадать, чего хочет собеседник.
Чтобы увидеть, насколько хорошо люди интуитивно понимают предпочтения своих партнеров, исследователи попросили участников угадать, чего, по их мнению, хотели их собеседники, и обнаружили, что их оценки далеки от реальности: одни недооценили, а другие переоценили то, как долго их партнеры хотели бы поговорить. При этом примерно в 60% случаев оба партнера сходились во мнении, что их беседа должна была закончиться раньше или, наоборот, позже – но не признались в этом друг другу.
Мастроянни и его коллеги также опросили 806 человек на онлайн-краудсорсинговой платформе Mechanical Turk, попросив их описать любой недавний личный разговор — и то, как долго они на самом деле хотели бы, чтобы тот длился. Как и в лабораторных условиях, 67% людей заявили, что хотели уйти до того, как разговор завершился по факту, а большинство из них также желали, чтобы беседа была на 50% длиннее или короче.
Примечательно, что большинство этих диалогов были с друзьями и семьей. Какой из этого вывод? «В следующий раз, когда вы будете разговаривать с кем-то на вечеринке, не пытайтесь угадать, хочет ли ваш партнер закончить или продолжить беседу», — говорит Мастроянни. «На самом деле вы не сможете понять, когда другой человек захочет уйти. Так что просто расслабьтесь и наслаждайтесь беседой», — советует ученый.
Вы часто сталкиваетесь с ситуацией, когда вежливый диалог с родственником или коллегой длится слишком уж долго? Поверьте — в большинстве случаев ваш собеседник точно так же не в восторге от затянутого диалога. Что мешает вам обоим? Вежливость!