Лабиринт страха: Как мы боимся
Встречаясь с очевидной опасностью — ну, например, с рассвирепевшим медведем, — человек, как и другие животные, выстраивает свое поведение в зависимости от того, насколько близко она находится. Это совершенно логично, ведь выбор той или иной реакции зависит от того, достаточно ли далеко медведь, чтобы просто принять его присутствие во внимание, или достаточно близко, чтобы бежать прочь.
Чтобы исследовать реакцию мозга на подобную ситуацию, английские ученые под руководством Дина Моббса (Dean Mobbs) использовали популярнейшую некогда компьютерную игру Pac Man. Правда, они слегка «приблизили» ее к реальности: как только добровольца в игровом лабиринте настигал компьютерный монстр, он получал небольшой электрический разряд. В ходе игры ученые фиксировали активность мозга игрока с помощью функционального магнитного резонанса.
Им удалось установить, что, пока преследователь находится на достаточном удалении, основная активность сосредоточена в нижних предлобных областях коры мозга (сразу позади бровей). Известно, что активность этой вентромедиальной области повышается при состоянии тревоге и позволяет вовремя среагировать на дальнейшее усиление опасности.
Однако по мере того, как преследователь приближается, область активности смещается к области, ответственной за более примитивное поведение — околоводопроводному серому веществу (ОСВ). Эта часть мозга связана с быстрыми реакциями, необходимыми для выживания — в том числе (в зависимости от вида) схваткой, бегством или оцепенением. Все эти реакции крайне просты и требуют минимального участия высших нервных центров. ОСВ также контролирует выброс естественных анальгетиков организма, которые приготовляют его к встрече с болью.
«Если не было бы чувства страха, животные бы никак не реагировали на опасность — а это крайне неразумная стратегия выживания, такую особь, скорее всего, довольно быстро съедят, и она не сможет передать свои гены потомству, — поясняет результаты исследования Дин Моббс. — Наиболее же эффективная стратегия выбирает механизм реакции в зависимости от уровня реальной опасности. Чем ближе угроза и чем реальней исходящая от нее опасность, тем быстрее будет реакция». А значит — тем проще и надежней механизмы, участвующие в этой реакции, и тем меньше свободы выбора у нас остается.
Сверхпопулярная некогда игра Pac Man вдохновляет и ученых, и игроков, и художников. К примеру, не так давно один голландский студент использовал ее для изучения поведения тараканов («Игры с насекомыми»).
По сообщению Wellcome Trust