Крашеная опухоль: Увидеть, чтобы отрезать
Краситель разработала группа ученых из нескольких американских медицинских и научных центров во главе с Джеймсом Олсоном (James Olson). Это соединение флуоресцентной метки Cy5.5, широко применяемой в биологических исследованиях, и хлоротоксина — одного из компонентов скорпионьего яда. Этот пептид из 36 аминокислот, во-первых, безвреден для млекопитающих, а во-вторых, способен избирательно связываться с опухолевыми клетками организма. (Некоторые нейробиологи рассматривают и другие пути его использования для лечения онкологических заболеваний — мы писали об этом в заметке «Автор, выпей йоду».) Механизм этого связывания до конца не изучен. Известно, что важную роль в этом играет фермент матричная металлопротеаза-2 (MMP-2), участвующая в разрушении межклеточного матрикса при росте и метастазировании опухоли.
В настоящее время хирурги-онкологи могут отличить опухолевую ткань от здоровой по их цвету, текстуре, типу кровоснабжения и другим субъективным признакам. А «краска для опухоли» в ответ на облучение инфракрасным светом испускает длинноволновые красные фотоны, легко проходящие сквозь человеческие ткани. В опытах на мышах исследователи легко различили в лимфатических сосудах скопления всего из нескольких сотен раковых клеток.
Возможность четко видеть границу опухоли и здоровой ткани особенно важна при лечении рака головного мозга, когда необходимо и полностью удалить опухоль, и по возможности сохранить здоровые нейроны. В настоящее время до 80% опухолей мозга после операции рецидивируют, и авторы без ложной скромности пишут, что применение «краски для опухоли» позволит совершить революцию в онкологии.
Раковые заболевания остаются одним из главных вызовов для современной науки. Для лечения опухолей предлагается использовать самые передовые достижения: наночастицы («Противораковый жар»), генетически модифицированные бактерии («Вопрос доставки») и вирусы («Панацея?»).