«Качай» мозг с молоду, или как непрерывное обучение влияет на наше серое вещество
При обучении в мозге формируются новые нейроны и синапсы, а также растут связи между ними
Раньше считалось, что «нервные клетки не восстанавливаются». Однако исследование 2013 года показывает, что взрослые и пожилые люди производят столько же новых нейронов, как и молодые люди. Причем нейроны образуются в частях мозга, связанных с обучением, памятью и эмоциями. Ученые предполагают, что чем больше эти зоны задействованы, чем больше человек учится и работает с информацией, тем чаще будут появляться новые нервные клетки.
Но для правильной работы мозга важно не только количество нейронов, но и связи между ними. Нейроны передают информацию друг другу через синапсы, зоны на концах клеток и между ними. У человека постоянно меняются и количество синапсов — во время сна их становится меньше, а вот во время обучения и запоминания появляются новые синапсы, а также растут старые. Это помогает нейронам создавать связи, обмениваться информацией и в итоге запоминать ее.
Также в процессе обучения нейроны получают свою специализацию — каждый раз сталкиваясь с определенной проблемой мозг берет часть нейронов, модифицирует их и затем снова использует их же, сталкиваясь с этой проблемой еще раз. И эта группа нейронов будет отвечать за определенный навык в течение всей жизни. Это означает, что человек не забывает усвоенные навыки, просто иногда ему так кажется.
Из-за обучения синапсы тренируются и мозг работает эффективнее
В процессе обучения синапсов не только становится больше — они тренируются и начинают передавать информацию быстрее.
Чтобы импульс перешел через синапс от нейрона к нейрону, в синапсе выделяется специальное вещество нейромедиатор. Нейромедиатор воздействует на принимающий нейрон и на него передается импульс. Но бывают ситуации, когда в нейроне недостает медиатора, запасы еще не пополнены. Без медиатора информация не сможет перейти дальше. Исследования показали, что обучение тренирует синапсы — они запасают больше медиатора или быстрее восстанавливают его объем. Это помогает информации закрепляться и передаваться быстрее.
Эффективность обучения зависит от вознаграждения
Человек считает, что он сам определяет важность информации — «мне нужно запомнить все, что шеф говорил на планерке, а не запоминать ролики, которые я посмотрел на ютубе». Но мозгу виднее — исследования, проведенные в Колумбийском университете, показывают, что за ночь мозг сортирует наши воспоминания и лучше запоминает те, которые приведут к высокому вознаграждению. Если ролик вызвал у вас положительные эмоции, то и запомните вы его лучше, чем наставления начальника.
Чем больше мозг обучается, тем он устойчивее к деменциям
Исследование 2019 года доказывает, что чем больше у человека «когнитивный резерв», тем меньше риск развития деменции. Под когнитивным резервом ученые понимали уровень образования и уровень умственной и социальной активности, как в течение всей жизни, так и за несколько лет до исследования. Оказалось, что люди с высоким когнитивным резервом переносят или компенсируют патологические изменения в мозге. При этом у части пациентов с высоким когнитивным резервом были диагностированы болезнь Альцгеймера или сосудистые патологии, при этом их интеллект и социальная активность не снижались.
Ученые считают, что в когнитивном резерве более важна постоянная ментальная активность. У человека может быть низкий уровень образования, но если он постоянно решает новые задачи, общается с другими людьми и узнает новое, его мозг будет работать эффективнее и медленнее стареть. И чем больше видов активности, тем лучше. Ученые показали, что чем больше видов умственной активности использует испытуемый, тем сильнее снижается риск развития деменции.
Чтобы помочь мозгу, нужно заниматься регулярно и иметь цель
Для того, чтобы обучение влияло на развитие мозга, нужно не просто заниматься, а заниматься регулярно. Достаточно 10-15 минут в день тренировать новый навык — это не сделает вас профессионалом, но поможет мозгу формировать новые связи между нейронами.
При этом лучше раз в неделю изучать новый навык или вырабатывать новую привычку — это также помогает укреплять нейронные связи. Навыки или привычки могут быть разнообразными. Можно сделать упор на здоровый образ жизни: первую неделю приучить себя делать зарядку, вторую — завтракать сухофруктами, третью — раньше вставать. Или, к примеру, заниматься творчеством: одну неделю читать каждый день стихи, вторую — собирать поделку из бумаги. При этом понравившуюся практику стоит закрепить, сделать постоянной — это также позитивно влияет на формирование нейронов и нейронных связей.
Если не нравится художественное творчество, можно решать задачи, использовать приложения для развития мозга или игры-головоломки, изучать языки программирования. Важно найти язык под свой уровень и постепенно поднимать планку. Это не только поможет мозгу формировать новые нейронные связи, но и прокачает логическое мышление. Программирование подойдет для любого возраста — детям будет интересно разобраться, как устроены любимые игры, взрослые смогут создать полезное приложение.
Мозг поощряет движение к значимым целям. Поэтому в начале обучения важно не только поставить цель, но и придумать для себя значимую награду. В идеале она должна быть связана с едой, комфортом или приятными эмоциями — такую награду мозг воспримет лучше.
Также мозг лучше работает, если в течение дня уделять время физическим упражнениям. Исследования Гарвардского университета показывают, что достаточно ходить в быстром темпе 120 минут в неделю, чтобы улучшать результаты обучения.
Как говорил сами знаете кто, учиться никогда не поздно. Подписывается под этим всей редакцией и хором добавляем: «...и полезно»!