Успеть за 15 секунд: настоящее и будущее TikTok, мнения экспертов и небольшой словарь соцсети

Еще два года назад TikTok был смешным развлечением для детей. А сейчас это социальная сеть оценочной стоимостью более 75 млрд долларов, которой боится сам Дональд Трамп.
Успеть за 15 секунд: настоящее и будущее TikTok, мнения экспертов и небольшой словарь соцсети

Мои дети-первоклашки снимали музыкальные ролики и выкладывали их в TikTok. Ролики казались дурацкими, но при этом были смешными. Удивлял их размер – около 15 секунд, и скорость, с какой их делали малыши, которые и писать-то толком еще не умели. Каково же было мое удивление, когда через пару лет TikTok стал самой быстрорастущей социальной сетью в мире, доступной на 75 языках более чем в 150 странах, и пользуются ею взрослые – свои каналы в TikTok открывают крупные компании, СМИ, университеты, ученые и даже космонавты. Короткие видеоролики, предназначенные для просмотра со смартфона, которые можно сделать за пару минут в самой программе, идеально вписались в современную динамичную реальность. Люди устали от идеальных картинок, которыми пестрят соцсети, им надоело притворяться – в TikTok они остаются собой и показывают реальную жизнь. А у зрителей не больше минуты на просмотр.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По рекомендации

К технологии рекомендаций мы давно привыкли: они встречаются повсеместно, от поисковиков до онлайн-магазинов. Но именно в TikTok рекомендации стали основой сети. Сразу после установки программы набор показываемых вам роликов кажется странным, но затем сеть начинает быстро определять контент, который вам нравится и не нравится. Для этого надо активно реагировать на видео, лайкая понравившиеся и отсекая неинтересные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так же система взаимодействует с авторами. Чем больше у вас аудитория и чем больше людей досмотрели ваш ролик до конца, тем большему количеству пользователей его покажут. В этом состоит еще одна ключевая особенность TikTok: популярность автора не является определяющим фактором для конечного количества просмотров – убойный ролик может собрать миллион зрителей с первого раза.

Рекомендации работают по особой технологии. TikTok обычно не показывает подряд два видео одного автора или с дублирующим контентом. Зато может подсунуть ролик, который понравился пользователю со схожими интересами.

Первый раз в первый класс

Облегчить себе первые шаги в TikTok можно, выбрав интересующие категории, например «Домашние животные» или «Путешествия», что позволит приложению точнее сформировать вашу ленту. Или во вкладке «Интересное» вбить нужные хэштеги – в TikTok они играют очень большую роль. Можно и не выбирать, тогда алгоритм предложит нечто среднее. А дальше ваши лайки, комментарии и повторные просмотры запустят процесс рекомендаций, и через некоторое время сформируется собственное микротелевидение, которое будет довольно точно описывать вас самих. У кого-то лента будет завалена котиками, а у кого-то – новостями науки. Найдется контент по любым интересам – аудитория TikTok в среднем просматривает более миллиарда видео в день. Но берегитесь, это затягивает: среднестатистический пользователь проводит в приложении 52 минуты в день. Времени на другие соцсети почти не остается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все очень просто

Одна из главных идей TikTok – простота. Чтобы создать хороший ролик, не нужно ни специального оборудования, ни сторонних видеоредакторов – достаточно придумать идею. Именно это и породило огромное количество самодеятельного развлекательного контента. Но сейчас в сети появились специалисты в самых разных областях – от скульпторов, вырезающих миниатюры из грифеля, до популяризаторов науки, которые ставят интересные эксперименты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Взгляд со стороны

Сергей Пономарев, фотограф, лауреат Пулитцеровской премии
Сергей Пономарев, фотограф, лауреат Пулитцеровской премии
Сергей Евдокимов, генеральный продюсер телеканала «Пятница»
Сергей Евдокимов, генеральный продюсер телеканала «Пятница»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алгоритмы TikTok – последовательность действий и операций, которая приводит к попаданию видеороликов в рекомендации и набору новых подписчиков.

Альт (alt) TikTok – направление, сфокусированное на черных шутках, странных звуках, постиронии и рофле. Авторы высмеивают популярные тренды и переделывают их на свой лад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Блок – санкция, запрещающая в течение определенного времени выкладывать видео.

Дип (deep) TikTok – ветвь alt TikTok, темная сторона соцсети. В дип-направлении собраны самые странные, криповые и отталкивающие видеоролики.

Донаты – добровольные пожертвования, перечисленные блогеру во время трансляции.

Дуэт – функция, которая позволяет создавать совместное видео с другим человеком и записывать реакцию на готовый клип. При просмотре пользователи увидят экран, разделенный на две части.

Жиза – жизненная история.

Краш – человек, который вам очень нравится.

Кринж – это слово заменяет устойчивое выражение «испанский стыд»: когда посторонний человек глупо ведет себя или плоско шутит, вам становится неловко от его поведения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модерация – процесс отсеивания запрещенного контента.

Муд (мood) – настроение.

Перезалив – повторное выкладывание видео.

POV (Point of View – «точка зрения») – придуманная история про некоего персонажа.

Рекомендации (рек) – раздел приложения, где отображаются наиболее популярные видео и благодаря которому можно набрать новых подписчиков (попасть в реки, #хочуврек).

Прода – продолжение.

Сайк – высказывание, когда вы застали собеседника врасплох или поиздевались над ним, поставив в неловкое положение.

Социалки – ролики, которые учат жизни.

Стекло – очень грустный, горький ролик. Как стекла поел – причинил себе боль. Стеклянное стекло – максимальная печаль.

Стрейт (straight) TikTok – направление, где авторы делают акцент на успехе, богатстве, красивой картинке и внешности, создают легкий и веселый контент.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трансляция – возможность выходить в прямой эфир и общаться со зрителями онлайн.

Тренды – движения, которые придумывают тиктокеры, выкладывающие видео танцев; эти движения может повторить каждый.

#челлендж – самые популярные темы для видеороликов в разделе «Интересное».

Шипперинг – любовная связь, которую заметили пользователи TikTok (шипперить пару).