Скрытые возможности нашего организма: ученые считают, что скоро человек сможет регенерировать сетчатку глаза
В отличие от нас, некоторые животные и рыбы, например данио-рерио, способны к регенерации сетчатки. Человек разделяет 70% своих генов с этими крошечными рыбками, а не так давно ученые обнаружили, что некоторые из этих генов включают и те, которые дают данио-рерио способность восстанавливать свою сетчатку.
Сетчатка — это та часть наших глаз, которая реагирует на свет. Она содержит светочувствительные палочки и колбочки, а также нейроны и синапсы, которые передают полученную световую информацию в наш мозг. В процессе развития сетчатка формируется из растущего мозга, так что на самом деле это мозговая ткань.
Клетки Мюллера являются частью (нейроглией) сетчатки. Они поддерживают нейроны сетчатки: очищают нейротрансмиттеры и другой мусор, хранят важные молекулы, обеспечивают физическую поддержку и при необходимости обращаются за помощью к внешней иммунной системе.
У некоторых рыб и рептилий эти клетки также регенерируют нейроны, превращаясь в клетки, которые затем могут делиться на фоторецепторы, такие как палочки и колбочки. Но, к сожалению, такой процесс не наблюдается у млекопитающих.
Нейробиолог Тхань Хоанг из Университета Джона Хопкинса и его коллеги изучали гены, экспрессируемые в клетках Мюллера у рыбок данио-рерио, цыплят и мышей, так они смогли пронаблюдать, как эти клетки вели себя после травмы.
Активированные после травмы гены призвали иммунные клетки избавиться от поврежденных тканей и бороться с потенциальными захватчиками. После чего сеть, которая подавляет эти гены, включилась только у мышей, именно она не давала клеткам Мюллера трансформироваться в другие виды клеток сетчатки.
Исследователи заметили, что после повреждения сетчатки клетки нейроглии всех трех видов перестали вырабатывать белок NFI, который по существу выключает гены. Но у мышей этот белок начал появляться снова довольно быстро. Таким образом, команда остановила клетки продуцирующие NFI, и они начали производить нейроны сетчатки у взрослых мышей после травмы.
«Наши исследования в целом показывают, что потенциал для регенерации есть у млекопитающих, включая людей, но некоторое эволюционное давление отключило его», — объясняют авторы работы.
Команда подозревает, что потеря этой способности может быть связана с компромиссом между регенерацией клеток центральной нервной системы и устойчивостью к паразитам. Нейроглия помогает ограничить распространение инфекций, а если она превращается в клетки, продуцирующие нейроны, она уже не может защитить от них.