Кровавая расправа: кто и зачем устроил жуткую бойню на территории Европы
Останки атакованных со спины и даже расчлененных жителей древней иберийской деревни стали свидетельством того, что в доисторической Европе царствовало насилие.
Анализ костей 13 жертв показал, что за несколько столетий до прихода римлян на территории современной Испании произошла жестокая резня, целью которой был вовсе не грабеж, а борьба за власть, о чем говорят сохранившиеся на останках людей украшения.
«Обнаружение частично сгоревших скелетов и разбросанных человеческих костей с незажившими ранами, нанесенными острым оружием, показало, что это было чрезвычайно жестокое событие», — говорит археолог Хавьер Ордоньо Даубагна из археологической исследовательской компании Arkikus (Витории-Гастейс, Испания).
Даубагна и его коллеги изучили останки девяти взрослых людей, двух подростков, маленького ребенка и одного младенца, которые умерли где-то между 365 и 195 годами до нашей эры в древней деревне Ла-Хойя.
Исследователи обнаружили, что один из взрослых был обезглавлен одним ударом, а подростку (девушке) отрубили руку, кости которой были обнаружены почти в трех метрах от ее скелета.
Трещины и отслаивание на некоторых костях позволяют предположить, что после смерти жертв просто бросили, а не захоронили. Другие люди могли сгореть заживо внутри строений, о чем говорит, в частности, изменение цвета костей — температура огня достигала 350–650 градусов по Цельсию. Тот факт, что кости обгорели лишь частично, исключает вероятность кремации после смерти.
«Характер травм, присутствие женщин и маленьких детей среди жертв и расположение человеческих останков указывает на то, что это не было битвой между воинами», — говорит археолог и соавтор исследования Рик Шалтинг из Оксфордского университета.
Исследование лишний раз доказывает, что люди железного века, живущие на Пиренейском полуострове, предпочитали прибегать к жестокому насилию при разрешении споров. «Мы можем сделать вывод, что целью нападавших было полное разрушение Ла-Хойи. Сделал это, возможно, конкурирующий центр политического и экономического влияния в данном регионе», — говорит Ордоньо Даубагна.
Известных фактов подобных нападений на поселения в те времена не так много, но подобное насилие могло быть более распространенным, чем предполагали ученые. Тогда «власть можно было получить с помощью насилия и благодаря контролю над ресурсами», — объясняет археолог Людвиг Папмель-Дюфай из Университета Линнея в Кальмаре (Швеция), который не принимал участия в исследовании. Если же людям прошлое кажется мирным, говорит он, то «эту точку зрения необходимо пересмотреть».