Потерянный рай: как появился Homo sapiens
Человек разумный происходит из Африки, откуда впоследствии расселился по всем остальным континентам Земли. Если прежде эта гипотеза вызывала споры, то к сегодняшнему дню, благодаря множеству находок археологов и генетиков, сомнений в ней не осталось. Все мы – потомки охотников и собирателей, живших... а вот тут начинаются сложности. Где именно в Африке появились наши первые предки, в точности не известно.
Претенденты на место
Главными кандидатами на роль «эдемского сада», в котором появились первые люди, выступают окрестности озер Виктория и Таганьика, расположенных на востоке «черного» континента. Именно там находится знаменитое ущелье Олдувай, где сделаны исключительно древние находки, в том числе и прямых предков нашего вида. Однако стоянки ранних людей широко разбросаны по Африке, от Марокко на севере и до ЮАР. Долгое время казалось, что лишь новые исследования позволят выбрать тот или иной конкретный регион. Но когда исследования были проведены, выяснилось, что картина намного более запутана.
Взять хотя бы знаменитую «митохондриальную Еву». ДНК митохондрий мы получаем только от матери, и сравнив ее последовательности у жителей разных стран, Аллан Вильсон (Allan Wilson) и его последователи показали, что общая «праматерь» современных людей жила около 200 тыс. лет назад в Восточной Африке. Аналогично можно проследить и «Адама», от которого нынешним мужчинам досталась предковая половая хромосома. Если сравнить ее последовательность с Y-хромосомами современных африканских племен, то можно обнаружить, что жил он далековато от Евы – скорее, на северо-западе континента.
Ситуацию усложняют и другие находки. Например, древнейший череп (возрастом около 160 тыс. лет), который можно однозначно отнести к представителю нашего вида, обнаружен на территории Эфиопии – на востоке Африки, но севернее Таганьики. А уже около 100 тыс. лет назад сапиенсы встречались по всему континенту и даже за его пределами: соответствующие останки, инструменты и артефакты раскопаны и в Израиле, и в пещере Бломбос на юге ЮАР.
Распределенный сад
Все это привело ученых к радикальному пересмотру прежних представлений и появлению новой гипотезы – «пан-африканской». Согласно ей, никакого «райского сада» не было вовсе, и популяции ранних людей жили по всему континенту, постоянно перемешиваясь и взаимодействуя друг с другом. Как не было резкого перехода от предков к современному человеку с его безволосой кожей и культурными навыками, так не было и одной определенной популяции, в которой могла произойти эта трансформация.
Разные группы расселялись, разделялись и соединялись снова. В случае резких климатических изменений одни из них могли сокращаться в численности, а то и вовсе вымирать. Но при возвращении нормальных условий выжившие быстро распространялись, вступая в контакт с соседями, обмениваясь культурными достижениями и, конечно, генами. По словам американского антрополога Джона Хоукса (John Hawks), «эволюция человека похожа скорее на зыбкую речную дельту, чем на разветвляющийся ствол дерева».
В экологии такая структура, состоящая из множества взаимодействующих популяций, называется «метапопуляцией», и математическое моделирование подтверждает, что развитие нашего вида происходило именно по этому сценарию. Обычно для животных такое не слишком характерно. Распространяясь по обширному ареалу, они склонны дивергировать – «разделяться», образуя отдельные подвиды, а затем и новые виды. Однако высочайшая общительность людей и способности к коммуникациям позволили им тысячелетиями сохранять связи и единство, накапливать новые знания.
«Это происходило снова и снова, в разных местах и по разным причинам, на протяжении 400 тыс. лет, – говорит Крис Стрингер (Chris Stringer) из лондонского Музея естественной истории, – Конечным продуктом этого процесса и стали Homo sapiens, в целом такие же, как и современные люди, населяющие все континенты».