Как детский характер становится взрослым
У каждого есть свое мнение касательно того, что именно делает людей, особенно хулиганов и нарушителей спокойствия, такими, какие они есть. Плохие родители, плохие гены, плохое общество, невезение, неправильные решения — любое оправдание на выбор.
Несколько десятилетий назад четыре психолога решили изучить, как люди меняются на протяжении жизни. Вместо того чтобы вступать в бесконечную академическую схватку «природы против воспитания», они изучали, как развиваются дети на протяжении многих лет и десятилетий, превращаясь во взрослых людей. Джей Бельски, Авшалом Каспи, Терри Моффитт и Ричи Поултон сделали провокационные выводы из своего исследования и озвучили их в книге «Происхождение тебя» («The Origins of You»).
Исследователи признают, что многие факторы личного и социального характера влияют на становление человека на протяжении всей его жизни. Но ни один фактор не может объяснить, скажем, почему один человек ведет преступную жизнь, а другой с головой уходит в учебу. Авторы подчеркивают, что жизненные обстоятельства направляют детей на разные пути, делая те или иные исходы лишь более или менее вероятными, но никогда не предопределяя их.
Большая часть книги посвящена проекту, которым сейчас заняты Каспи, Моффитт и Поултон, и в котором принимают участие около 1000 новозеландцев в возрасте от 0 до 38 лет. Кстати, скоро появятся данные о людях в возрасте 45 лет. Книга также посвящена исследованию, начатому Моффиттом и Каспи, в рамках которого изучаются более 1000 пар британских близнецов в возрасте от 5 до 18 лет, а также другому исследованию с участием Бельски, изучающему 1300 американских детей в возрасте от 0 до 15 лет.
Один из выводов гласит, что только определенные черты детского характера влияют на личность и поведение подростков. Дети из одного из исследований, которых считали неконтролируемыми и раздражительными в возрасте 3 лет, как правило, оставались импульсивными и склонными попадать в неприятности даже в 18 лет. Трудные же подростки в возрасте трех лет отличались чаще застенчивостью, боязливостью и нежеланием общаться. Эти две группы детей составили всего 18% от выборки исследования.
Долгосрочные наблюдения показали, например, что неконтролируемые дети провоцируют враждебность со стороны родителей, сверстников и учителей. Это приводит к появлению замкнутого круга, из-за чего у неконтролируемых подростков никогда не было возможности научиться социальным навыкам и самоконтролю. Трудные подростки, напротив, старались не заводить друзей и не выделиться. В юном возрасте эти люди просто не знали, как влиять на других людей или управлять ими.
У оставшихся 82% молодежи исследователи обнаружили только слабые связи темперамента в трехлетнем возрасте (например, общительность и уверенность в себе или сдержанность) с особенностями личности в 15 лет.
К 21 году дети, у которых были проблемы с самоконтролем, стали появляться трудности в отношениях с членами семей, друзьями, любовниками и коллегами. Мужчины этой группы склонны к азартным играм в возрасте 32 лет.
Авторы признают, что наука о становлении личности человека недостаточно развита и не может дать ответ на вопрос «как воспитывать детей?». Исследователи предлагают вспомнить свое прошлое и проследить путь собственного взросления и развития.