Насколько опасно возвращаться на учебу во время пандемии
На этот вопрос есть три ответа: объективный, прямой и честный. Первый звучит следующим образом — выбора, на самом деле, нет и учиться все пойдут все равно. Прямой — да, разумно, но только если и сами учащиеся и организаторы процесса будут придерживаться определенных мер предосторожности. А последний вариант очень простой: каждый должен решать сам. И «TechInsider» постарается предоставить обзор всех основных аргументов «за» и «против».
Идти учиться надо
Дистанционное обучение — не работает
Результаты попыток перевести образовательный процесс на рельсы «удаленки» в период самоизоляции можно описать так: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Номинально, задача проста — собрать тот же самый коллектив из учителя и детей, но не в классе, а в каком-нибудь «Зуме», «Скайпе» или любой другой площадке с поддержкой видеоконференций. На деле... Если у вас есть знакомый педагог, работающий в общеобразовательной школе, проще спросить у него или нее. Гарантируем, ваш словарный запас пополнится немалым количеством эпитетов из запаса «живого великорусского».
Иными словами, дистанционное обучение обернулось катастрофой. ПМ писала о результатах введения подобной практики в стране, которая первой столкнулась с массовыми карантинами во время эпидемии COVID-19. Значительная часть учащихся не имеет технической возможности адекватно и регулярно участвовать в образовательном процессе удаленно. Можно вспомнить истории о российской глубинке, где дети по несколько километров проходили до места уверенного приема сигнала, чтобы загрузить домашние задания.
Кроме того, каждый, кто участвовал в рабочем «Зуме» может легко попробовать представить, что такое класс «на удаленке». Тридцать-сорок таких же «чайников», которые почему-то не могут отключить микрофон или убрать домочадцев из кадра. И все они дети, то есть с дисциплиной и концентрацией внимания у них еще хуже, чем у ваших коллег. Наконец, в школе ученики получают не только сухие знания, но и опыт общения в коллективе, навыки решения задач группой и рабочую обстановку. Реализовать все это дома через интернет либо очень сложно, либо вовсе невозможно.
Изоляция недопустима
Дети и подростки еще сильнее, чем взрослые, страдают от дефицита личного общения со сверстниками, а также невозможности смены обстановки. Как было указано в предыдущем пункте, обучаясь на дому почти невозможно организовать полноценную тесную работу коллектива. Это сказывается на самочувствии юных «грызунов гранита» и напрямую влияет на обучаемость. На итоговую успеваемость за год влияют даже краткосрочные карантины, в результате которых ученики не ходят в школу от силы две-три недели. Кумулятивный эффект от самоизоляции весной и в начале лета, а также в случае, если ее ведут и осенью может быть непоправимым.
Провал в обучении отразится на ребенке надолго
Исходя из всего вышесказанного, следует этот немаловажный пункт — пропускать учебу или сильно отставать в ней нельзя. Несомненно, можно наверстать и неделю и даже месяц, но с помощью повышения нагрузки, что приведет к стрессу, снижению иммунитета и повышению риска заражения. Кроме того, изоляция от сверстников и недостатки дистанционного обучения, особенно при карантине дольше месяца, почти наверняка сформируют большой пласт «бракованных» знаний: учебная программа за это время, вроде как, пройдена, но качество усвоенного материала неудовлетворительное.
Дети почти не болеют COVID-19
Коронавирус показал себя парадоксально избирательным — сильнее всего он поражает взрослых и пожилых, а дети и подростки переносят его практически не замечая. Нет, утверждение, что они не болеют, конечно же, является преувеличением, однако факты очевидны: риск протекания COVID-19 в тяжелой форме у детей настолько ниже, чем у взрослых, что им можно пренебречь.
Самоизоляции неизбежна
Вторая волна и сезонные ОРВИ
Осень — не только «очей очарованье» и время начинать учебный год, но и сезон сплошных соплей. Мало того, что через месяц-два после первого сентября дети начнут, как обычно, простужаться и грипповать, так поверх этого еще и коронавирус спокойно «гуляет». Учитывая его заразность, велик риск, что открытие школ приведет к началу так называемой второй волны эпидемии. Причем если даже сами заразившиеся ученики переболеют бессимптомно, то они же принесут вирус домой к родным. А там недалеко и бабушки с дедушками, которые в группе риска.
Синдром Кавасаки
Никто не спорит, что дети переносят коронавирусную инфекцию легче, чем взрослые и пожилые люди. Однако существует одна аномалия, которая может привести в ужас любого родителя. Дело в том, что в некоторых редких случаях у детей, контактировавших с больными COVID-19 развивается синдром Кавасаки — тяжелая лихорадка с множественными воспалениями сосудов, которая зачастую приводит к инвалидности или смерти. О данном состоянии ученым известно давно и, обычно, оно встречается довольно редко (примерно у 35 из 100 000 детей младше пяти лет).
Проблема в том, что пандемия коронавирусной инфекции привела к существенному увеличению количества таких пациентов и повышению их возраста до 14 лет. В общем числе инфицированных COVID-19 больных с синдромом Кавасаки все равно ничтожное число, но все мы понимаем, что если речь идет о малейшем риске для жизни и здоровья детей, никаких сомнений не бывает — его избегают всеми силами.
Иммунитет так не заработаешь
Существует мнение, что с коронавирусной инфекцией работает та же схема, что и с ветрянкой — переболел легко в детстве и всю жизнь больше не подцепишь. Но нет, это заблуждение неверно даже для ветряной оспы (риск заразиться все равно сохраняется, да и остатки вируса могут через многие годы «выскочить» в виде герпеса). А насчет иммунитета к SARS-CoV-2 ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Большинство фактов свидетельствуют о том, что долговременная устойчивость организма к этой инфекции развивается далеко не во всех случаях. Иными словами, отправлять ребенка в школу с мыслями о том, что даже если он и подхватит коронавирус, то ему это только на пользу пойдет — очень плохая идея.
«Безопасный» возраст неизвестен
Да, дети почти всегда легко переносят коронавирус, но кого эта зараза считает детьми? Несмотря на огромное количество исследований COVID-19, пока еще нет понимания, в каком возрасте вероятность перенести новую «чуму XXI века» легко или бессимптомно перестает быть максимальной. Судя по статистическим данным, переломный момент наступает примерно одновременно с началом пубертата, то есть в 11-13 лет. Следственно, старшие классы, а тем более, студенты — рискуют наравне со взрослыми и никакой форы у них нет.
Не забываем про взрослых
Помимо членов семей, которым дети незаметно принесут из школы опасный вирус, существуют еще работники сферы образования. Среди них немало людей в возрасте, да и в целом риск заразиться COVID-19 для них максимален.
А что думают ученые?
Это самый интересный вопрос. Начать стоит с того, что большинство специалистов согласны в главном — карантины и самоизоляции вкупе с удаленным обучением крайне негативно влияют на детей. Любых длительных полных ограничений на посещение школ нужно избегать.
Наиболее интересную информацию подставляет эссе «В поисках путей открытия школ во время пандемии COVID-19», опубликованное в журнале The Lancet Child & Adolescent Health. Оно основано на обзоре сразу нескольких исследований эпидемиологии коронавирусной инфекции в образовательных учреждениях весной 2020 года и направлено больше в сторону организации учебного процесса, но и родителям там есть что почерпнуть.
Первая интересная новость заключается в том, что темпы распространения вируса внутри учебных заведений были гораздо ниже ожидаемых (например, в одном показательном примере на 1448 контактировавших с заболевшим пришлось всего 18 случаев COVID-19). Вторая — меры оперативного реагирования на выявленные случаи заболевания показывают великолепные результаты. Иными словами, школы можно и нужно открывать, но при этом обязательно требуется проводить постоянный мониторинг состояния здоровья учащихся и персонала, изолировать заболевших с любыми симптомами ОРВИ, отслеживать их контакты и помещать на карантин. При таком подходе удастся и сохранить образовательный процесс на нужном уровне и сдержать эпидемию.
В качестве источника дополнительной информации об эффективности различных мероприятий сдерживания инфекции в рамках образовательной системы можно использовать еще и это обзорное исследование. Его авторы проанализировали более 100 научных работ, посвященных карантинным мерам в школах во время эпидемий гриппа, SARS, MERS и прочих известных инфекций.
Выводы
Отрицать опасность любых общественных мест во время эпидемии было бы странно. Однако излишние меры защиты могут навредить еще сильнее. Выше мы привели целый спектр аргументов, каждый из которых может стать для кого-то решающим в вопросе отправлять ли ребенка в школу или институт этой осенью.
Наиболее разумный вывод из всего вышеперечисленного выглядят следующим образом. Идти на учебу нужно, но при этом соблюдая меры предосторожности, как на пути в учебное заведение, так и находясь в нем. Социальное дистанцирование обязательно, следование правилам личной гигиены тоже. Если в образовательном учреждении не проводится никаких мероприятий по снижению риска заражения, необходимо добиваться их введения.
Как показывает практика, во многих случаях достаточно совсем немного изменить процесс обучения, чтобы безопасность учеников сильно повысилась. Например, не выходить всеми классами на перемену одновременно или разделить классы на группы, которые ходят в школу по очереди. Иными словами, вариантов масса. Ну, и, конечно, обязательно нужно выявлять заболевших, изолировать их и всех, кто с ними контактировал, а также не забывать, что помимо учеников в школах и вузах есть еще и преподаватели, о здоровье которых также нужно заботиться.