Яды особого назначения: «тихие» методы устранения врагов

Алексей Навальный перед вылетом в аэропорту Томска выпил чашку чая. Экстренная посадка, госпитализация, искусственная вентиляция легких, кома. Взяты анализы, собран консилиум, но диагноза все еще нет. Отравили, но чем? Это уже посерьезнее зеленки на лице. А пока томские врачи борются за здоровье оппозиционера, «TechInsider» решила вспомнить, чем и как спецслужбы травят неугодных.
Яды особого назначения: «тихие» методы устранения врагов

Диоксин

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вообще, диоксин — название бытовое. По-научному это полихлорпроизводное дибензодиоксина называется 2,3,7,8-тетрахлородибензодиоксин, или просто ТХДД. В арсенале этого вещества мощные мутагенные, иммунодепрессантные, канцерогенные, тератогенные и эмбриотоксические действия. Причина такого внушительного арсенала чертовски проста: ТХДД отменно вписывается в рецепторы и подавляет или изменяет их функции. Во время войны во Вьетнаме ядом обрабатывали леса для охоты на партизанские отряды вьетконговцев, а в 2004 году им «обработали» во время ужина Виктора Ющенко, кандидата в президенты Украины.

Политика лечили австрийские медики, у него появилась асимметрия лица и другие характерные признаки диоксиновой интоксикации, но к счастью Ющенко остался жив. По одной из основных версий отравление было спланировано российскими спецслужбами, правда, доказательств состава преступления, разумеется, так и не было найдено.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полоний-210

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одно дело, которое приписывают российским спецслужбам — отравление в 2006 году подполковника ФСБ в отставке Александра Литвиненко. Все начиналось как обычное пищевое отравление: сильная диарея, рвота. Однако, курс антибиотиков не помогал, и Литвиненко становилось все хуже. Внутренние органы отказывали один за другим, и только спустя 22 дня медики нашли причину — отравление полонием-210. В тот же день Литвиненко умер. К слову, российский подполковник не единственный пострадавший от этого яда: в 2006 году от него скончался нобелевский лауреат и палестинский лидер Ясир Арафат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полоний-210 чертовски радиотоксичен и канцерогенен. Он в четыре триллиона (!) раз токсичнее синильной кислоты. Радиоактивный металл излучает только положительно заряженные альфа-частицы, которые необратимо разрушают внутренние органы и ткани. При этом они имеют очень небольшую проникающую способность. Вот почему отравление полонием-210 очень сложно обнаружить: счетчик Гейгера определяет только гамма-излучение, которое у этого яда отсутствует.

«Новичок»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За безобидным названием скрывается целое семейство фторфосфорорганических отравляющих веществ нервно-паралитического действия, ингибиторов ацетилхолинэстеразы, которое разрабатывали в Советах в 1970-е. Всего насчитывается порядка шестидесяти похожих соединений, наиболее известные из которых А-230, А-232 и А-234. Американские военные утверждают, что вещества А-232 и А-234 столь же ядовиты, как VX (фосфорорганическое боевое отравляющее вещество нервно-паралитического действия, создано в Англии в 1955 году), так же трудно поддаются лечению, как зоман (аналог VX), при этом их легче производить и труднее обнаружить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первое известное отравление «Новичком» случилось в 1987 году. Советский химик Андрей Железняков проводил испытания с веществом А-232, после небольшой утечки которого сразу же начали проявляться симптомы отравления: головокружение, шум в ушах, сыпь и галлюцинации. Потерявший сознание ученый очнулся в «Склифе» только спустя 10 дней. В 1995 году банкир Иван Кивелиди и его секретарь погибли от отравления «Новичком», который нанесли на телефонную трубку в кабинете. Поражения различной степени тяжести получили более десяти человек, заходившие к банкиру. В 2018 году «Новичок» использовали при покушении на убийство бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его 33-летней дочери Юлии в английском городе Солсбери.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пентакарбонилжелезо

Это неорганическое соединение активно используется в химпроме, при этом высокотоксично и очень опасно для окружающей среды. А еще это диверсионный яд, он обладает высокой летучестью, является штатным вооружением спецслужб. Пентакарбонилжелезо как яд очень удобен в использовании так как по большому счету практически незаметен при выявлении причин отравления. Он отлично растворяется в любых жидкостях, в том числе спиртосодержащих, не разлагаясь, и не имеет ни вкуса, ни запаха. Симптомы очень похожи на отравление угарным газом. Оба ингредиента яда — железо и угарный газ — присутствуют в нашем организме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По одной из версий бывшего премьера Грузии Зураба Жванию в 2005 году убили именно пентакарбонилжелезом. Хотя, по официальной версии политик отравился угарным газом. Якобы виной всему неисправная печь на съемной квартире, где находился Жвания.

Рицин

Чрезвычайно ядовитое белковое вещество получают из касторовых бобов, плодов растения Ricinus communis (наша клещевина). Рицин в 6 000 раз более ядовит, чем цианистый калий, а чтобы убить взрослого человека достаточно дозы размером с булавочную головку. Его пытались применять в качестве оружия массового поражения начиная с Первой мировой войны, но из-за некоторых недостатков от его использования отказались. Но рицин не остался без работы и нашел применение у спецслужб по всему миру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый известный случай ликвидации с помощью рицина произошел в 1978 году. Болгарскому диссиденту Георгию Маркову, бежавшему в Великобританию, был сделан укол зонтиком с микрокапсулой (по другой версии вместо зонта было пневморужье). Наутро после укола у Маркова поднялась температура и начались приступы тошноты, спустя несколько дней он умер. Ампулу с рицином удалось обнаружить только на вскрытии. Другому беглому болгарину повезло больше: Владимиру Костову сделали аналогичный укол в парижском метро. Его спас свитер, который не дал микрокапсуле проникнуть глубоко в кожу.