Теории заговора: как отличить ложь от правды

С помощью нейросетей исследователи находят признаки, которые помогают разоблачить вымышленные теории заговора и защитить людей от их последствий.
Теории заговора: как отличить ложь от правды

Ложные теории заговора чаще всего возникают на форумах, где трудно отследить первоисточники и связать между собой факты и главные действующие лица. Ссылки на документы, видео и фото могут вести на несуществующие страницы, а сообщения на форумах после выхода теории «в люди» попросту удаляются.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выручает растущая популярность социальных сетей, где можно собрать воедино факты, вокруг которых построены теории заговора. Нужно только знать некоторые признаки, объединяющие все неправдивые истории, и «красивая» теория быстро развалится сама собой.

Исследователи из Университета Калифорнии объединили силу искусственного интеллекта с глубокими знаниями того, как строится фольклор. Любое повествование основано на связях между элементами сюжетной линии. Искусственный интеллект распознает эти закономерности и взаимодействия по словам и фразам, гуляющим по Сети, и выявляет людей, места, организации и то, как они связаны между собой. Это позволяет отследить, на каком этапе правдивые факты сплетаются с вымышленными и образуют повествовательную структуру, которая стремительно распространяется в Интернете. Интереснейшая работа ученых опубликована в журнале PLOS ONE.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый признак ложной теории заговора — это сильная зависимость всех деталей истории от одного события или высказывания, которое могло произойти в реальности. Если убрать этот элемент из повествования, остальные факты, персонажи и целые цепочки событий потеряют связь между собой и развалятся, как Солнечная система без Солнца.

Правдивые же теории заговора устоят, даже если один из важных элементов повествования удалить из сюжетной линии. Персонажи и события в таких историях имеют много точек соприкосновения друг с другом, а не с одним центральным персонажем или событием. Если звезда в крупном созвездии вдруг погаснет, мы все равно узнаем это созвездие на ночном небе.

Исследователи искали центральное событие в теории заговора 2016 года «Пиццагейт», согласно которой известная пиццерия была центром торговли детьми под покровительством сторонников Хиллари Клинтон. Теорию раздули во время предвыборной кампании госпожи Клинтон из творческой интерпретации украденных электронных писем, которые опубликовала организация WikiLeaks. Ученые с помощью искусственного интеллекта проанализировали около 18 тысяч сообщений форумов и записей соцсетей на эту тему и пришли к выводу, что если убрать WikiLeaks из цепочки событий, остальные связи между элементами истории не сохранятся.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второй признак лживой теории — скорость ее создания. Ложная теория заговора, как правило, очень быстро обрастает фактами и действующими лицами. В то же время построение нарративных структур вокруг реальных заговоров может длиться годами, дополнительная информация раскрывается постепенно. Теория заговора «Пиццагейт» полностью сформировалась в течение всего лишь месяца после взлома и публикации писем и не обрастала новыми фактами в течение следующих трех лет.

Еще один признак выдуманной теории — ее наложение на распространенные ранее теории заговора. Мы были свидетелями подобного совсем недавно, когда противники сотовой сети 5G воспользовались теорией об искусственном распространении коронавируса, созданного в лаборатории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теории заговора, к сожалению, не просто тема для разговора за чаем на работе. Все чаще в них содержатся угрозы, которые толкают поверивших в них людей на реальные действия. В 2016 году гражданин Эдгар Уэлч пришел в упомянутую в теории «Пиццагейт» пиццерию и устроил стрельбу из винтовки в семейном ресторане. В Великобритании люди за огромную цену скупали обычные китайские флешки, якобы защищающие от сетей 5G. Последствия могут быть разными, но они уже проявляются. Поэтому механизм разоблачения ложных теорий заговора имеет большую ценность для общества.