Небесные камни: Свалились не только с Луны
Камни с неба
Так уж получилось, что интерес человека к метеоритам всегда лежал в двух плоскостях: духовно-научной и приземленно-практической. Камни с неба служили предметом интереса, изучения, поклонения — самой известной иллюстрацией может, пожалуй, служить Черный камень Каабы (хотя существуют версии, что это не метеорит, а глыба вполне земной породы). Практический интерес некогда заключался в получении столь ценного металла до наступления железного века. Ныне железа вокруг сколько угодно, но сам факт обладания предметом «не отсюда» стоит дорогого, порождая многочисленных коллекционеров, странноватые ювелирные поделки и настоящий рынок... внеземного вещества. Правда, в отличие от более привычных товаров, энтузиастам-кладоискателям здесь дорога еще не закрыта. Как известно, «кто ищет, тот всегда найдет». Но метеориты — исключение из правила. Если не брать в расчет открытые за последние 30 лет естественные земные аккумуляторы метеоритного вещества (Антарктида и горячие пустыни), то находят метеориты обычно случайные люди. «Шел по лесу, собирал грибы, смотрю — какая-то железяка (каменюка) торчит, подобрал». Таково типичное описание процедуры находки. Вы спросите: а как же охотники за метеоритами? Да, есть такая профессия. Но профессиональные добытчики метеоритов либо работают в тех самых пустынях, либо разрабатывают уже известные «месторождения».
Вот ты какой, неземной метеорит
А как отличить метеорит, если он случайно попадется на вашем пути, от простого булыжника? По распространенному заблуждению, метеорит обязательно должен иметь аэродинамическую обтекаемую форму. На самом деле это не так, рассказывает куратор Музея внеземного вещества РАН Анна Яковлевна Скрипник. Когда метеорит входит на космических скоростях в земную атмосферу, он подвергается очень большим перегрузкам. Часто тело при этом разрушается на множество обломков, а их форма определяется в основном распределением микротрещин. Так что, как ни смешно это звучит, самый надежный признак метеорита — падение камня с неба. Причем, как правило, теплого камня. Трение о воздух быстро раскаляет поверхность метеорита, но вглубь тепло обычно далеко не проникает — просто не успевает. Большинство метеоритов гасит свою изначальную космическую скорость в верхних слоях атмосферы, «зависает» на высоте 5−10 км, а дальше падает уже вертикально под действием силы тяжести, как обычный камень, брошенный с самолета. За время такого полета метеорит успевает подостыть, так что его обычно можно без опаски брать в руки сразу после приземления. Исключение составляют крупные тела, сохраняющие остаток космической скорости вплоть до самой поверхности и образующие в земле кратеры. Но такие встречаются очень редко.
Многие каменные метеориты покрыты черной матовой пленкой — корой плавления, тончайшим слоем расплава, возникшим при нагреве в атмосфере (хотя пролежавший несколько лет на земле неземной гость обычно приобретает бурый цвет). Для железных метеоритов часто характерна так называемая регмаглиптовая поверхность — как будто изъеденная каплями кислотного дождя. Она возникает опять же при пролете через атмосферу под действием турбулентных завихрений воздуха.
Для следующего этапа проверки понадобится компас — большинство метеоритов содержат железо-никелевый металл, отклоняющий стрелку. Правда, магнитными свойствами обладают и некоторые земные породы, не говоря уж о разных техногенных продуктах, но здесь должен помочь здравый смысл. Если метеорит похож на кусок шлака, то это и есть кусок шлака. Легкими метеориты не бывают и пор с пустотами не содержат. Не нужно также подозревать в космическом происхождении куски кирпича и бетона, в изобилии устилающие города и веси. Вам вот смешно, а сотрудники комитета по метеоритам Института геохимии уже устали отбиваться от подобных «раритетов». При этом каждый второй счастливый «кирпичевладелец» и носитель морской гальки подозревает ученых в сокрытии находки мирового уровня и присвоении полагающихся за нее миллионов. Среди метеоритчиков ходит даже такая бородатая байка: «Здравствуйте! Я нашел метеорит! Все действительно так, как вы описываете, все признаки сходятся. И тяжелый, и круглый, можно даже в качестве гнета для капусты использовать! В общем, точно он. Вот только одного не могу понять, почему у него на тыльной стороне написано: ‘Один пуд'».
Частенько в качестве метеоритов народ присылает белемниты (в простонародье «чертов палец») — раковины мезозойских моллюсков. Логику подобных умозаключений понять трудно, разве что... Раковины белемнитов отчасти напоминают ракеты, стало быть, из космоса прилетели? Довольно часто приносят обломки металла. В основном их находят в районах боевых действий, где старым железом земля буквально нашпигована.
Но земное железо от метеоритного отличить в общем-то несложно — понадобится простейший химический анализ. Если металл не содержит никеля, то это точно не метеорит. Если несколько процентов никеля в железе есть — шансы на удачную находку очень велики.
Сдаем анализ
А что делать дальше? Самому достоверно определить метеорит не всегда возможно даже при наличии нужной аппаратуры, слишком уж разными бывают камни с неба. Кроме того, существует договоренность считать образец метеоритом, только если он зарегистрирован соответствующим образом Международным комитетом по метеоритам. А для этой регистрации в одном из профильных научных журналов должна выйти публикация с описанием. Так что, если вы не специалист-метеоритчик, путь один — в институт ГЕОХИ РАН. Там вас попросят прислать кусочек находки и в случае положительного результата возьмут 20% образца в качестве платы за исследования (это, кстати, общепринятая в мире практика). Предусмотрены и премии, выплачиваемые за большие или редкие метеориты, размером от десяти тысяч рублей.
Естественно, у многих возникает вопрос, сколько можно заработать на удачной находке. Покопавшись часик в интернете, вы обнаружите, что цены на некоторые продаваемые образцы достигают десятков тысяч долларов за грамм. Но, как правило, речь идет о недобросовестных продавцах, делающих ставку на несведущего покупателя. Наиболее распространенные типы метеоритов стоят у дилеров считаные центы за грамм вещества. И даже «элита» среди метеоритов — лунное и марсианское вещество, еще недавно действительно продававшееся за тысячи и десятки тысяч долларов за грамм, — в последнее время на порядок подешевело. Девальвации метеоритного материала послужило широкое распространение вещества многих крупных метеоритов (например, того же Сихоте-Алиня) и многочисленных образцов из пустынь, добываемых тоннами каждый год. Некоторое представление о реальных розничных ценах на метеориты можно получить, проанализировав лоты на крупнейшей в мире онлайновой аукционной площадке eBay.
Фальшивки
Хватает на рынке и фальшивок разного уровня. От «редчайших образцов марсианского метеорита», якобы найденных в карьере и продаваемых по два миллиона долларов (в качестве перспективных покупателей упомянуты владельцы новорусских особняков — для украшения и чтоб соседи завидовали), до вполне профессиональных подделок, на которые попадаются и сведущие люди. Не так давно, скажем, группа предприимчивых молодых людей из Питера начала распродавать фрагменты палласита, якобы найденного ими при водолазных работах на большой глубине. Причем найденного не абы где, а в месте известного падения; метеорит упал зимой, пробив лед на водохранилище, но по горячим следам найти его не удалось. Часть вещества ребятам удалось продать, и только после этого обнаружилось, что метеоритом здесь и не пахнет. А поскольку о земных породах с палласитовой структурой вроде бы никому ничего не известно (зерна оливина в металлической матрице), напрашивается вполне естественный вывод об искусственном происхождении образцов. Вероятно, «водолазы» сами их и изготовили. Покупка метеорита у профессионального дилера, как правило, служит гарантией от подделки: известный человек репутацией рисковать не станет. В редких случаях ошибочного определения типа метеорита и завышения цены дилеры обычно возвращают деньги.