Транспорт и здоровье: как средства передвижения калечат людей
Влияние транспорта на здоровье человека не ограничивается травмами при езде на велосипеде и профессиональными заболеваниями дальнобойщиков. Средства передвижения оказывают гораздо более глубокое влияние на наше здоровье, чем мы думаем.
Транспорт и рак
Британские учёные использовали в одном из своих исследований данные переписи населения жителей Англии и Уэльса. Для проведения анализа была отобрана информация о 394 746 британцах, которые на момент переписи 1991 года были старше 16 лет и обновляли информацию о себе при последующих переписях — в 2001 и 2011 годах. Учёные попытались понять, какое влияние оказывают различные виды транспорта на здоровье. Авторы выделили личный транспорт, общественный, велосипед и пешие прогулки. Ученые измеряли среди выборки смертность общую, от рака и от сердечно-сосудистых заболеваний, а также уровень заболеваемости раком.
В анализ также включили данные о возрасте, поле, социальном статусе, наличии постоянного партнёра, хронических заболеваниях, образовании и плотности населения. В результате исследователи установили, что от разных причин умерло 13983 человек. Из них
- 3172 — от сердечно-сосудистых заболеваний
- 6509 — от рака
- 20890 — число зарегистрированных случаев онкологии
По сравнению с группой, которая предпочитала передвигаться на личных автомобилях, среди тех, кто использовал велосипед, число смертей от всех причин было ниже на 20%, от сердечно-сосудистых заболеваний — на 24%, от рака — на 16%. Таким образом, велосипед оказался самым полезным транспортом. Рак у «велосипедистов» диагностировали на 11% реже.
Среди тех, кто пользовался общественным транспортом, смертность от всех причин была на 10% ниже, от сердечно-сосудистых заболеваний — ниже на 21%, а диагностированный рак встречался на 12% реже. У тех, кто предпочитал ходить пешком, рак диагностировали реже на семь процентов. Таким образом, влияние транспорта на здоровье человека оказалось не таким однозначным, и ходьба по некоторым показателям даже проиграла общественному транспорту.
По итогам исследования учёные выяснили очевидную пользу для здоровья более активных способов передвижения по сравнению с личными автотранспортом. При этом они также уточнили, что им не удалось обнаружить разницу среди людей с разным социальным и экономическим статусом: активное передвижение, по мнению британских учёных, полезно для всех без исключения.
Транспорт и инфекции
Не секрет, что общественный транспорт — опасное место во время эпидемии. Когда вокруг вас много народа, не спасает даже маска на лице, ведь частицы вируса могут проникать через слизистые или оседать на поверхностях одежды. В личном транспорте также могут накапливаться частицы вируса и служить источником заражения для других людей. В этом плане транспорт и здоровье человека тоже сильно связаны.
Одно из исследований, в котором изучалось влияние пандемии на транспортную систему и связанные с этим эффекты на здоровье, показало, что транспорт и здоровье связаны не только напрямую, но косвенно. В частности, исследователи выяснили, что ограничения на поездки по стране и за рубеж на начальных этапах распространения вируса, эффективны в борьбе с ним. На более поздних этапах такие ограничения становятся все более заметным положительным фактором, ограничивающим распространение вируса.
Транспорт и нетрудоспособность
Общественный и личный транспорт способен по-разному влиять на здоровье. Причем это влияние не ограничивается людьми, которые постоянно добираются на нем до работы, ведь автомобили и автобусы загрязняют воздух и создают шум. Постоянное действие этих факторов снижает работоспособность и ухудшает общее состояние здоровье. Конечно, влияние типа транспорта на здоровье не ограничивается этими факторами, но точек соприкосновения между ними так много, что учесть их по отдельности не представляется возможным.
В одном из исследований влияния транспорта на здоровье человека ученые измеряли, какое бремя болезней создают автобусы и личные автомобили. Оказалось, что в Варшаве, Польша транспорт порождает примерно 58 000 лет жизни с поправкой на инвалидность среди населения, причем 44% этого бремени было вызвано загрязнением воздуха и 46% — шумом.