Компьютер в пробирке: Молекулярные крестики, молекулярные нолики
На игру с машиной MAYA-II есть, правда, еще одно ограничение — человек, играющий против нее, должен ходить вторым, после того как центральное поле в игре заполняет компьютер. Человек, делая ход, определяет последовательность ДНК, которая добавляется во все 8 лунок, соответствующих внешним клеткам поля игры: «ДНК крестика» или «ДНК нолика». Комплиментарно взаимодействуя с уже имевшейся там ДНК-нитью, она изменяет ее конфигурацию и свойства, заставляя часть нити работать в качестве катализатора следующей реакции.
В основу игры компьютера положена система логических «вентилей», построенных на взаимодействиях ДНК, каждая лунка содержит таких вентилей от 14 до 18-ти. Результатом их работы является флуоресценция в поле, которое MAYA-II выбирает в качестве ответного хода.
«Игра с MAYA-II занимает много времени», — признает один из авторов, Иоанна Макдональд (Joanne Macdonald): системе нужно от 2 до 30 минут, чтобы рассчитать каждый ход. Но в любом случае, MAYA-II — это выход биокомпьютеров на новый уровень мощности. Первый подобный компьютер, появившийся в 2003 году, имел гораздо больше ограничений: к примеру, игрок-человек должен был ходить не только вторым, но и мог разместить свою фигуру (крестик или нолик) только в определенных двух клетках игрового поля.