Нобелевская династия: Премия за копирование
В заявлении Нобелевского комитета говорится: «Для того, чтобы наше тело могло использовать генетическую информацию, она информация должна быть скопирована и передана в другие части клеток, где она используется как инструкция для производства белков, которые фактически и участвуют в строении организма и определении его функций. Процесс копирования называется транскрипцией. И Роджер Корнберг был первым, обрисовавшим фактическую картину того, как транскрипция работает на молекулярном уровне у эукариот». Напомним, что еще из школьного курса биологии нам известно, что эукариотическими организмами называются те, клетки которых обладают ярко выраженным ядром — фактически, сюда относятся все животные, растения и грибы.
С самого начала химическая Нобелевская премия присуждалась за открытия в самых разных областях науки — от теоретической химии до биохимии. Многие специалисты пророчили награду японцу Сумио Иидзима, впервые показавшему возможность создания углеродных нанотрубок, однако исследования ДНК и РНК показались Нобелевскому комитету важнее. Любопытно, что отец нынешнего лауреата Артур Корнберг получил Нобелевскую премию 1959 года за открытие механизмов биологического синтеза РНК и ДНК. Оба представителя научной династии работают в Стэнфордском университете.
Любопытно, что среди трех получивших высшую научную награду женщин-химиков две также представляют одну семью — это Мария Склодовская-Кюри (1911, «за выдающиеся заслуги в развитии химии»), и ее дочь Ирен Жолио-Кюри (1935, «за выполненный синтез новых радиоактивных элементов»).
Из отечественных ученых Нобелевской премии по химии был удостоен только один человек — академик Николай Семенов. В 1956 году он разделил с Сирилом Норманном Хиншельвудом награду за описание механизма цепных реакций. А безусловно заслуживавший этой награды Дмитрий Иванович Менделеев так и не получил премии, хотя, когда ее начали присуждать, он был в зените славы. Нобелевский комитет решил, что от Менделеева премия и так «никуда не денется», и предпочел наградить более молодого химика.
Интересна также премия 1965 года, полученная Робертом Бернсом Вудвордом, про которого говорили, что он «продал душу дьяволу» за свой талант химика-органика. На счету Вудворда столько виртуозных органических синтезов, что Нобелевку ему присудили не за какую-то определенную работу, а по совокупности — «за выдающийся вклад в искусство органического синтеза». Среди всех вердиктов Нобелевского комитета по химии, пожалуй, нет более элегантного.
Читайте по теме: «Снова Нобель. Премия за генный выключатель».