Как связаны человеческий мозг и творчество

Поскольку деятельность системы вознаграждения мотивирует поведение, которое ее порождает, люди, испытывающие прозрение, скорее всего, будут продолжать заниматься творчеством, исключая другие виды деятельности. Примерно так коротко звучит объяснение того, как связаны наш мозг и творчество. Но давайте всё-таки более подробно разберёмся.
Понятие творчества
Чтобы верно ответить на вопрос, как в нашей голове выглядит творческая деятельность и как она развивает наш мозг, дадим определение понятию «творчество».
По мнению многих учёных под творчеством понимается способность порождать нечто новое, отходить в мышлении от стереотипов и традиционных схем, оперативно разрешать сложные задачи. Именно способность к творчеству позволяет человеку адаптироваться в окружающем мире.

Какого человека можно назвать творческим
Что происходило в мозгу у Моцарта, когда он симфонию ? Или у Пушкина, когда тот создавал «Капитанскую дочку? Химические процессы, вполне обоснованные, хоть и не стоит умалять гения и уникального видения. На деле творческими, а именно способностями создавать что-то обладает каждый человек, только в разной степени. И пока не спешите определять, какая часть мозга ответственна за творчество.

Первые исследования
Первым, кто взялся за объективное исследование феномена творчества, был американский психолог Джон Гилфорд. В конце 50-х годов прошлого века он сформулировал несколько критериев креативности.
Какое полушарие мозга отвевает за творчество
Мозг человека и творчество неразрывно связаны. Первым заговорил о «расщепленном мозге» американский нейрофизиолог, нобелевский лауреат Роджер Сперри. Он считал, что правое и левое полушария могут функционировать независимо друг от друга.
«Отсюда, видимо, и возник этот стереотип, – поясняет когнитивный психолог Мария Фаликман. – Левое полушарие обрабатывает речь, а правое – зрительные образы. А раз речь – процесс, развернутый во времени, следовательно, левое полушарие обрабатывает информацию последовательно (и – следующий шаг к мифу – логически). Ну, а правое полушарие обрабатывает информацию целостно, поскольку зрительные образы целостны. В итоге, на левое полушарие "повесили" математику, логику и речь, а на правое – творчество». До этого заявления ни в научной литературе, ни в учебниках вы не встретите разделения «обязанностей» нашего мозга.
Действительно, в правом полушарии информация скорее перерабатывается целостно, а значит в теории, правое полушарие мозга отвечает за творчество, а в левом — скорее последовательно, и значит, что левое полушарие мозга отвечает за логику.
И в зависимости от вида деятельности вклад каждого из них может преобладать. Но в решении любых задач – математических или художественных – участвуют оба полушария мозга.
Критерии креативности по Джону Гилфорду:
- Беглость — легкость генерирования идей
- Гибкость — легкость образования ассоциаций между отдаленными понятиями
- Оригинальность — способность отойти от стереотипов.
Ещё один учёный, который изучил связь нашего мозга и творчества — американский психолог Е. Торренс. Он создал наиболее широко применяющийся тест на определение креативности, который расскажет о способностях человека к творчеству.
Считается, что в основе творчества лежит дивергентное мышление, то есть мышление, расходящееся по множеству путей. Дивергентное мышление включается тогда, когда одна проблема решается разными способами, каждый из которых может быть верным. По-видимому, именно множественность вариантов решений создает возможность нахождения оригинальных идей.
Рекс Юнг (Rex E. Jung), доцент отделения неврологии, психологии и нейрохирургии Университета в Нью-Мехико, подчеркивает основной признак творческого мышления: решение приходит в виде «озарения» — оно возникает при внезапной логической связи, которая появляется в мозгу подобно вспышке.
«Тот факт, что эволюция связала генерацию новых идей и перспектив с системой вознаграждения человеческого мозга, может объяснить распространение творчества и развитие науки и культуры», – сказал Джон Куниос, который тоже излучал связь мозга и творчества.

Для проведения эксперимента команда записывала электроэнцефалограммы людей, которые решали головоломки с анаграммами, требующими расшифровать набор букв. Испытуемые также заполнили анкету, которая измеряла их «чувствительность к вознаграждению», – базовую черту личности, отражающую степень человеческой мотивации получать награды. Материалы, опубликованные в 2020 году в журнале NeuroImage, показали, что у некоторых людей творческие озарения вызывают всплеск активности в системе вознаграждения мозга. Той самой, которая реагирует на вкусную пищу, оргазмы и другие основные удовольствия.
Каждый человек, испытывающий озарение при решении, демонстрировал всплеск высокочастотных «гамма-диапазонных» мозговых волн. Однако только очень чувствительные к вознаграждению люди показали дополнительный всплеск высокочастотных гамма-волн.
Это исследование предполагает, что измерения общей чувствительности к вознаграждению могут помочь предсказать, кто будет практиковать, развивать и расширять свои творческие способности с течением времени. И всё же существует вероятность, что в целом, творчество является предназначением нашего мозга, и так или иначе способности растут в течение жизни.