Главные мифы о борьбе с коронавирусом. И не только

На фоне неблагоприятной эпидемиологической обстановки растет не только уровень заболеваемости, но количество информационного мусора. Фейки, связанные с новым коронавирусом, уже стали плодить не только простые люди, а вполне медийные личности и даже уважаемые врачи, что вдвойне ужасно. Мы отобрали три самых популярных заблуждения, связанные с коронавирусом, и научно популярным языком объясняем, почему в них верить как минимум глупо, а то и вовсе опасно.
Главные мифы о борьбе с коронавирусом. И не только
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Миф №1: Алкоголь убивает коронавирус

На прошлой неделе член Патриаршего совета по культуре Русской православной церкви протоиерей Леонид Калинин заявил, что прихожанам, желающим причаститься, теперь в рамках профилактики заражения коронавирусом стали наливать больше вина. Дескать, некие вирусологи-специалисты уверяют, что содержание алкоголя в церковном кагоре (концентрация этилового спирта порядка 15%) достаточное, чтобы убить новый вирус. РПЦ не единственная, кто распространяет ложную информацию о борьбе с коронавирусом принятием алкоголя. Огромное количество блогеров уверяет, что травяные настойки, вроде абсента, бехеровки и егермейстера, укрепляют иммунитет и положительно сказываются на сопротивляемости организма не только COVID-2019, но и другим ОРВИ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом еще в начале февраля специалисты Всемирной организации здравоохранения заявляли, что подобные меры как минимум бесполезны. «Употребление любого вида алкоголя не является эффективной мерой по предотвращению заражения COVID-2019», — сообщил официальный представитель ВОЗ Тарик Язаревич. Да, международная группа ученых, занимающихся исследованием нового вируса, подтвердила тот факт, что вирус SARS-CoV-2 более чувствителен к спирту, чем та же атипичная пневмония. Но для разрушения белковой оболочки вируса, с помощью которой он прикрепляется к новому носителю, должны соблюдаться два условия. Во-первых, концентрация этилового спирта должна быть не менее 60%, а во-вторых, продолжительность воздействия — не менее 30 секунд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теперь о приеме алкоголя внутрь в качестве антисептика. Допустим, мы нашли достойное крепкое пойло и начали процесс дезинфекции. Что происходит в этот момент с организмом? Во-первых, из-за повышенного содержания спирта травмируются (фактически обжигаются) слизистые оболочки рта и горла, а это местный иммунитет — главный барьер на пути чужеродных биологических агентов. То есть, мы фактически смываем нашу защиту в трубу. Во-вторых, врачи предостерегают: употребление алкоголя при любой ОРВИ перегружает и без того работающее на пределе во время болезни сердце, что при худшем раскладе может привести к его остановке. В любом случае, независимо от количества, алкоголь — это иммунодепрессант (не путать с антидепрессантом — еще одно заблуждение), который угнетает иммунитет, снижая тем самым защитные функции организма человека. Так что ждать терапевтического эффекта от того или иного алкоголя, будь он хоть трижды настоен на травах, по меньшей мере глупо, а то и вовсе опасно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но что же происходит с вирусом, когда вы пьете крепкий алкоголь? Если коротко — ничего. Он беспрепятственно (мы же выжгли слизистую, помните?) попадает в организм, никакие остаточные пары алкоголя в выдыхаемом воздухе ему не страшны, так как они, с точки зрения защиты — ничтожны.

Сегодня одной из мер, действительно работающих по защите от SARS-CoV-2 и последующей болезни COVID-2019, является гигиена. Наиболее эффективно использовать этиловый спирт только в качестве наружного антисептика, для этого его достаточно развести с водой в пропорции 3:2. И помните: только очень крепким алкоголем имеет смысл протирать руки, водка (доля этилового спирта не более 40%) для этих целей не подходит. Более того, даже сами производители об этом пишут в своих соцсетях. К примеру, производитель американской водки Tito's Handmade Vodka попросил не использовать напиток для дезинфекции рук на фоне распространения SARS-CoV-2, так как это неэффективно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Миф №2: Народная медицина способна защитить от коронавируса

Недавно в интернете появилась аудиозапись, на которой мужской голос, похожий на президента НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессора Леонида Рошаля, рекомендует бороться с новым коронавирусом народными способами. «Самое надежное средство от коронавируса — это чеснок», — утверждает голос и рассказывает как именно и когда нужно его жевать. Слава богу, вскоре сам Леонид Михайлович назвал эту запись фейком. Но псевдомедицинские советы продолжают плодить даже уважаемые в некоторых регионах страны чиновники. Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров рекомендует: «Чтобы укрепить иммунитет, смешивайте в воде лимон с медом, пейте и сидите. Тогда не настигнет вас. Ешьте чеснок, кровь чистая будет».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теперь давайте разбираться в этих заблуждениях. За вкус и запах чеснока, который сложно с чем-либо спутать спасибо эфирному маслу. Оно состоит из аллицина, органического соединения сульфоксида, который относится к фитонцидам, то есть к веществам, которые убивают или подавляют рост и развитие различных микроорганизмов. Это своего рода иммунитет растений, который защищает их изнутри. Фитонциды есть во всех растениях, но в чесноке их несравнимо больше, потому его и считают природным антисептиком. Аллицин имеет высокую активность как против грамположительных, так и грамотрицательных бактерий. Его активность сохраняется в крови и желудочном соке. Проблема в том, что от вирусов аллицин никак не спасает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вирус SARS-CoV-2 находится в защитной белковой оболочке, которая называется капсид. Он имеет отличную устойчивость к внешним воздействиям, а то, что он фактически встраивается в хозяйскую клетку, усложняет процесс его поимки без ущерба для всего организма. Фитонциды отлично справляются с бактериями, которые, по сути, хоть и одноклеточные, но все же отдельные организмы, а вирусы им уже не по зубам. Вдобавок, концентрация аллицина в чесноке хоть и велика, но с точки зрения медицины ничтожна, стало быть лучшее его использование — пряность для приготовления блюд, не более того. Запомните: использовать чеснок в качестве профилактики и тем более лечения ОРВИ неэффективно! А в высоких дозах чесночный аллицин отрицательно влияет на деятельность центральной нервной системы, не говоря уже про риск подхватить всевозможные гастриты с колитами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что касается лимона, то тут тоже все просто. К лику чудодейственных овощей и фруктов его относят за якобы большое содержание витамина С, при этом лимон далеко не рекордсмен по этому показателю. Согласно данным «Росконтроля», фрукт не входит даже в топ-10 продуктов с большим содержанием витамина С, где на первом месте оказался шиповник (650 мг на 100 г продукта, у лимона — 50 мг на 100 г продукта). Да что там, даже в капусте почти в четыре раза больше витамина С!

Выходит, во время пандемии надо грызть шиповник с капустой? В исследовании, опубликованном в Medical Journal of Australia говорится, что употребление больших доз витамина С вообще не снижает вероятность заболевания любой вирусной инфекцией у людей, никак не сказывается на иммунитете и не сокращает продолжительность болезни. Зато медикам хорошо известно о побочных эффектах приема мегадоз витамина С: диарея, передозировка железа, камни в почках, хрупкость зубной эмали — и это еще не все.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На сегодняшний день нет ни единого исследования, подтверждающего эффективность лечения и профилактики как обычных ОРВИ, так и вируса SARS-CoV-2 средствами народной медицины, в частности, чесноком и лимоном. «В ходе текущей вспышки не было получено никаких подтверждений эффективности употребления чеснока как средства профилактики заражения новым коронавирусом», — говорится на сайте ВОЗ.Не забывайте, что концентрация полезных веществ в любых продуктах ничтожно мала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Миф №3: Арбидол эффективен против коронавируса

В начале февраля по новостным лентам разлетелась информация, что власти Китая включили в список возможных лекарств от нового коронавируса противовирусный «Арбидол», разработанный еще в СССР. Сообщение подхватили как маститые издания, так и бабушки на скамейках, что сделало и без того популярному в наших краях препарату с недоказанной эффективностью отменную рекламу. Но что же было на самом деле?

Минздрав КНР опубликовал шестую версию национальной программы диагностики и лечения COVID-2019, в которую были включены для тестирования четыре препарата: хлорохинфосфат, рибавирин в комбинации с интерфероном или лопинавиром/ритонавиром и «Арбидол». Еще раз: «включены для тестирования». Другими словами, его эффективность вместе с другими лекарствами пока не доказана, но проверяется, китайцы перебирают все возможные варианты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Действующее вещество «Арбидола» — умифеновир. Кому интересно — это этиловый эфир метилфенилтиометил-диметиламинометил-гидроксиброминдол карбоновой кислоты. Его разработали в московском «Центре по химии лекарственных средств» в 1974 году. Процесс создания препарата занял 14 лет, было проведено несколько экспериментов и испытаний клинического действия «Арбидола» на животных. Проблема в том, что абсолютно все российские и китайские клинические испытания умифеновира не соответствуют жестким современным требованиям доказательной медицины. Большинство исследований по препарату опубликованы на русском и китайском языках, что затрудняет анализ их качества международным сообществом из-за языкового барьера. С 2012 года на территории России проводилось мультицентровое двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое исследование «Арбитр», финансируемое «Фармстандартом» — владельцем товарного знака «Арбидол». Исследование было зарегистрировано на сайте clinicaltrials.gov, его завершение планировалось в 2015 году, но что-то пошло не так, и результаты до сих пор не опубликованы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надо ли говорить, что, учитывая все вышесказанное, ВОЗ призывает с осторожностью относиться к выводам, полученным в клинических испытаниях умифеновира? Как результат, препарат не включен в «Рекомендации ВОЗ по фармакологическому лечению пандемического гриппа A (H1N1) 2009 и других вирусов гриппа» по причине «недостаточных данных об эффективности или безопасности, либо и том, и другом». Текущая пандемия COVID-2019 не исключение. На сайте ВОЗ в разделе «Мифы и ложные представления» указано, что на данный момент рекомендованных лекарственных средств, предназначенных для профилактики или лечения инфекции, вызванной новым коронавирусом, нет. В настоящее время идет работа по созданию специфических лекарственных средств против нового коронавируса, и им еще предстоит пройти клинические испытания.