В чем сложности обучения детей во время пандемии: опыт Китая

Дистанционное образование звучит круто только пока ученики обладают необходимой для этого техникой. Пандемия коронавирусной инфекции вынуждает детей во многих регионах оставаться дома вместо походов в школу и те из них, кто не может с помощью компьютеров или смартфонов продолжать обучение, начинают отставать от сверстников.
В чем сложности обучения детей во время пандемии: опыт Китая

Чем сильнее затягивается режим изоляции населения в собственных домах, тем сложнее становится ситуация с образованием детей в самых малообеспеченных семьях. На данный момент наиболее долгий всеобщий карантин был установлен в Китае, и сайт The New Your Times попытался оценить обстановку на столь показательном примере. Поскольку статистика из КНР поступает отрывочная, доступна информация по охвату компьютерной техникой только за 2018 год, но с тех пор ситуация с благосостоянием населения этой страны не менялась радикально.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От 56 до 80 миллионов китайцев либо не имеют доступа в интернет у себя дома, либо не обладают устройствами с возможностью выхода в Сеть. Еще 480 миллионов почти не выходят онлайн по другим причинам, в том числе, потому что не знают, как это сделать. Это все означает, что до сих пор от 30 до 40 процентов населения Китая так или иначе не способны взаимодействовать с кем-либо в глобальной паутине. Сколько школьников попадает в данную выборку никто точно сказать не может.

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 поднимает очень важный вопрос социального расслоения — дети из малообеспеченных семей лишены возможности учиться дистанционно
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Издание приводит несколько примеров семей, дети в которых лишились возможности полноценно обучаться на время карантина или через некоторое время после его введения. В одном случае единственным способом получать домашние задания и отправлять результаты был смартфон отца, но как только ограничения на передвижения по стране были немного ослаблены, он уехал на заработки вместе со своим гаджетом. Во многих сельских районах ученики вынуждены все равно собираться в группы и буквально ходить на пикники с мобильной техникой — единственное место, где ловит сигнал сотовой связи, расположено на значительном удалении от их деревни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Даже если не брать в расчет эти показательные, но, скорее всего, единичные примеры, существует и несколько общих проблем. Государство старается создать единообразные уроки, показываемые онлайн, однако единого стандарта дистанционного обучения все равно пока что нет. В разных областях страны учителя сами экспериментируют с различными форматами — записывают лекции, проводят групповые видеозвонки или онлайн-конференции. В любом случае, выбор вида взаимодействия с сидящими по домам учениками зависит от огромного количества факторов, включающих в себя и качество интернет-канала, и типы доступных детям устройств, и даже качество (само)образования педагогов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 поднимает очень важный вопрос социального расслоения — дети из малообеспеченных семей лишены возможности учиться дистанционно

Все дети, обучающиеся сейчас дома, находятся не в типовых условиях, а кому как повезло. Некоторые учителя сообщают, что их онлайн-уроки стали невыносимо трудными из-за членов семей учеников: они шумят на фоне, игнорируют просьбы вести себя потише или выключить телевизор, а нередко и вовсе просто отказываются выделить ребенку отдельное помещение для занятий. Немаловажным является и фактор трудовой миграции. Дело в том, что десятки миллионов китайцев, особенно проживающих в сельской местности, на недели и месяцы уезжают зарабатывать в крупные города, оставляя своих детей под присмотром малограмотных бабушек и дедушек. В таких условиях ребенку никто не сможет помочь сделать домашнее задание или разобраться в сложной теме — а учителям не хватит времени на всех.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отмечается, что эта проблематика характерна для всех слоев общества, но то, насколько сильно она проявляется в наименее обеспеченных семьях не идет ни в какое сравнение с относительно богатыми гражданами. Если национальный карантин продлится больше трех-четырех месяцев, многие ученики просто не смогут нагнать сверстников — это эквивалентно отставанию на целый класс. Как опыт Китая будет использовать остальной мир для ограничения распространения коронавирусной инфекции понятно, но что другие страны вынесут из показательного примера с образовательной системой — пока неясно.