Как древние египтяне путешествовали по загробному миру с помощью настольных игр

В Древнем Египте к настольным играм относились на редкость серьезно. Сенет, похожий на нарды, первоначально был придуман как простое развлечение – однако быстро превратился в игру, имитирующую путешествие по миру мертвых.
Как древние египтяне путешествовали по загробному миру с помощью настольных игр
Wikipedia

Сенет считается одной из самых старых, пусть и не древнейшей настольной игрой в мире. Примерно 5000 лет назад в него с удовольствием играли во всех слоях египетского общества, и за прошедшие 2500 лет его популярность не угасла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Египтологи, изучающие прошлое по фрагментам древних текстов, рассказали о правилах этой занимательной игры. Она подразумевала как минимум двух игроков, у каждого из которых в распоряжении находилось по 5 пешек. Пешки располагались на доске из 30 квадратов – три ряда по десятку квадратов в каждом. Игроки пользовались древним эквивалентом игральных костей, чтобы определить, на сколько квадратов передвинуть пешку в свой ход. Пешки ходили сначала прямо, вдоль верхнего ряда, затем налево вдоль среднего и наконец направо вдоль нижнего. В итоге пешка должна была достичь финального, тридцатого квадрата в правом нижнем углу доски.

Квадраты с 26 по 29 были украшены символами, которые, судя по всему, имели особое значение – вероятно, это были аналоги «пропуска хода» или «повторного броска». Выигрывал тот игрок, которому удавалось первым передвинуть все пять своих пешек к финишу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Около 4300 лет назад на фресках египетских гробниц начали появляться мотивы, изображающие игру в сенат, где одним игроком был умерший, а его противником – кто-нибудь из живых друзей и родственников. Тексты того времени недвусмысленно намекают на то, что игру стали рассматривать как спиритический канал, по которому дух умершего может общаться с живыми.

В течение следующего тысячелетия игру уже стали прямо описывать как отражение пути, которую душа проходит в путешествии через Дуат – зловонную реку, отгораживающую царство мертвых от мира живых. Примерно 3300 лет назад изменилась игровая доска. Например, вместо трех простых иероглифов на ней теперь встречались изображения птиц, символизировавших душу. Мода на подобный «игровой спиритизм» продлилась около 800 лет.