Памятники жертвам домашнего насилия и детям, замученным нацистами: самые жуткие мемориалы
Туфли и насилие
Автора этой инсталляции, появившейся в центре Стамбула, зовут Вахит Туна. Художник говорит, что вдохновением для его работы послужила новость об увеличении числа жертв домашнего насилия в Турции. Вахит сожалеет, что подобные новости исчезают так же быстро, как появляются, они не остаются в информационном поле надолго. Он решил изменить ситуацию и создал арт-объект.
Вахит подчеркивает, что выбрал высокий каблук не в качестве призыва отдавать предпочтение подобной обуви, а исключительно из эстетических соображений. Это обыкновенные туфли, они не принадлежат женщинам, пострадавшим от рук своих мужей. В некоторых регионах Турции существует традиция выставлять обувь погибшего родственника за порог в знак скорби.
82 ребенка, убитых нацистами
Одним из самых страшных преступлений нацистов было уничтожение Лидице — шахтерского поселка в Чехии, в 20 км к западу от Праги. Ночью 9 июня 1942 года подразделения немецкой полиции окружили поселок, перекрыли все пути отступления, а затем согнали всех жителей Лидице в одном месте. Мужчин старше 15 лет расстреляли, а женщин отправили в лагерь. Восемьдесят восемь детей Лидице были перевезены в район бывшей текстильной фабрики, всего нескольких детей выбрали для «онемечивания», остальные 82 ребенка умерли в газовой камере.
Именно этим детям посвящена скульптура чешской художницы Марии Учитиловой. Восемьдесят два бронзовых ребенка, 42 девочки и 40 мальчиков, смотрят туда, где когда-то находился их поселок.
Мария родилась в 1942 году, она начала работать над скульптурой в 1969-м, но денег не хватало, пришлось подключить собственные средства. Так, на протяжении двадцати лет Мария делала статую за статуей. К сожалению, в 1989 году, закончив гипсовые варианты скульптур и три первые статуи из бронзы, Мария умерла, и работу продолжил ее муж.
Туфли на набережной Дуная
На набережной Будапешта выстроились десятки чугунных башмаков: мужских, женских и детских: они стоят там в память о евреях, расстрелянных в этих краях в 1944—1945 гг. венгерской нацистской партией «Скрещенные стрелы». Перед смертью нацисты заставляли жертв разуться, так как туфли можно было продать. Людей расстреливали на берегу, а их тела просто сбрасывали в воду.
Памятник установили в 2005 году. Его идея принадлежит Кену Тогаю, а воплотила ее скульптор Дьюла Пауэр.
5000 тающих человечков
Не все мемориалы были выполнены из долговечных материалов. Пять лет назад бразильский скульптор Неле Азеведо установила 5000 ледяных фигурок на ступенях площади Чемберлена в Бирмингеме — в честь жертв Первой мировой.
«Я хотела изменить привычное восприятие скульптуры, — сказала художница в интервью Birmingham Mail. — Мои скульптуры помнят людей, которых не помнит ни один другой монумент».
Маленьких человечков привезли в десяти специальных холодильниках. Это была не первая ледяная инсталляция Неле, она уже делала нечто похожее в Берлине, чтобы привлечь внимание к глобальному потеплению, а потом в Белфасте — во имя погибших на «Титанике».
Мемориал памяти убитых евреев Европы
Пожалуй, один из самых знаменитых мемориалов Берлина. Со стороны он напоминает множество каменных гробов, но вблизи понятно, что это высокие бетонные колонны с узкими проходами между ними.
Мемориал построен по проекту деконструктивиста Питера Айзенмана в 2005 году. Айзенман настаивал, что ни количество, ни расположение блоков не несут в себе никакого смысла. Психолог Коллин Эллард писал: «Ощущение потерянности среди серых плит, за которыми не видно окружающего мира, вынужденная разлука с близким человеком и чувство незащищенности, возникающее на пересечении сквозных коридоров, — поднимало в душе волны страха, тревоги, тоски и одиночества. Так архитектору Питеру Айзенману удалось создать сооружение, наполненное множеством коротких, но мощных отголосков чувств, которые пришлось испытать евреям во время Второй мировой войны».
Каменные люди под водой
Под водой мало света, и все выглядит совсем не так, как на суше. Эколог и скульптор Джейсон де Кейра Тейлор создал уникальное пространство, где природное объединяется с чем-то, сделанным руками человека. Проект Атлантического музея — создание большого искусственного рифа, который образован при помощи скульптурных сооружений из бетона с нейтральным pH. Самая крупная скульптура представляет собой круг из 200 человек на океанском дне. И хотя никакого жуткого смысла в скульптурах нет, увидеть такое под водой может быть очень страшно.