Ученые доказали: зимой нужно работать меньше, а переработки опасны для здоровья
У многих из нас зима с ее короткими холодными днями и долгими морозными ночами вызывает чувство недомогания. Нам труднее просыпаться и очень сложно заставить себя работать. В результате мы ничего не успеваем.
Для небольшой части населения, которое испытывает сезонное аффективное расстройство (SAD), дела обстоят еще хуже — зима оборачивается изнурительной хандрой. При этом люди испытывают гиперсомнию (дневную сонливость) и у них чаще плохое настроение, нежели хорошее. Кроме того, они испытывают всепроникающее чувство бесполезности. Депрессия — обычное явление для зимнего периода. Количество самоубийств увеличивается, а производительность труда на рабочих местах падает. Особенно в январе и феврале.
Все это легко объяснить зимней мрачностью — довольно туманная идея. Но есть и научная причина SAD. Если наши внутренние часы не синхронизированы с рабочим графиком, разве не следует подстраивать под них наш рабочий день?
«Если наши внутренние часы велят просыпаться в 9:00 из-за темного утра, но мы все равно встаем в 7:00 — тогда мы урезаем свой сон», — говорит профессор психологии Университета Суинберн (Австралия) Грег Мюррей. Исследования в области хронобиологии — изучение того, как наш организм регулирует сон и бодрствование — подтверждают идею того, что зимой потребности во сне меняются, а ограничения современной жизни в зимние месяцы неприемлемы.
Циркадные часы — это концепция, которую ученые используют для измерения нашего внутреннего ощущения времени. Данный 24-часовой таймер определяет, когда организм хочет засыпать и когда — просыпаться. «Организм любит делать эти вещи синхронно с внутренними часами, которые являются главным регулятором того, как наше тело и поведение соотносятся с циклом солнца», — объясняет Мюррей.
Существует огромное количество гормонов и других химических веществ, участвующих в регулировании внутренних часов, а также множество внешних факторов. Наиболее важным является солнце и расположение на небе. Фоторецепторы глаз, известные как ipRGC, особенно чувствительны к синему свету, вследствие чего идеально подходят для калибровки циркадных часов. Есть доказательства того, что эти клетки играют решающую роль в регулировании сна.
Эволюционная ценность этого биологического механизма состояла в том, чтобы способствовать изменениям в нашей физиологии, биохимии и поведении в зависимости от времени суток. Данная функция есть у всех живых существ на Земле. Учитывая длину дня, механизм подготавливает организмы к сезонным изменениям поведения, таким как размножение или спячка.
Хотя исследований, посвященных тому, будем ли мы лучше себя чувствовать при большем количестве времени, отводимом на сон зимой, не проводилось, существует немало доказательств того, что это именно так и есть. «С теоретической точки зрения сокращение времени естественного освещения по утрам зимой должно способствовать тому, что мы называем фазовой задержкой», — говорит Мюррей. Задержка фазы означает, что наши циркадные часы заставляют нас просыпаться позже зимой. Именно поэтому мы все чаще откладываем звонок будильника с приходом зимы, давая себе поспать еще хотя бы 5 или 10 минут.