От елки до нейросети: как вызвать у ребенка интерес к науке
— Мария, как вы думаете, нужно ли торопиться знакомить детей с технологиями, нейросетями, большими данными?
— Конечно, нет. Это примерно как пытаться объяснить маленькому ребенку, что такое интеграл. Согласитесь, это крайне бессмысленное занятие. Зачем? А вот в принципе говорить с детьми о науке, о научных открытиях, о современных достижениях — да. При этом диалог чаще всего начинает именно ребенок в силу своего природного любопытства, а задача взрослого — грамотно и просто ответить на вопрос.
Есть Политех, есть другие музеи и кружки, которые рассказывают о технологиях так, чтобы восьмилетний ребенок понял, что в основе программирования лежат достаточно простые функции, а двоичная система – это не очень сложно.
— Как увлечь ребенка наукой?
— Нельзя увлечь ребенка насильно, скорее стоит поощрять любопытство и следовать тем интересам, которые есть у ребенка. Главный двигатель науки – это любознательность. Если интерес есть, стоит его поддержать.
— С какого возраста следует начинать обучать ребенка науке и знакомить с технологиями?
В тот момент, когда ребенок задаст вопрос. Вообще вы «начинаете обучать» ребенка науке даже в тот момент, когда он роняет погремушку и она все время падает на пол, а почему-то не взлетает вверх. А знакомите с технологиями, когда включаете свет или заряжаете свой мобильный телефон. Да сейчас популярна формулировка «наука — это интересно», хотя я бы скорее сказала «наука — это честно».
В этом году в Политехе мы готовим научное мероприятие для детей «Взломать нельзя отпраздновать», и традиционно в качестве темы выбираем то, что актуально сейчас. Искусственный интеллект. Множество фильмов о том, как ИИ захватывает мир, а какой-нибудь герой мир снова спасает. У нас складывается много мифов вокруг намерений, последствий и проблем искусственного интеллекта. Его начинают очеловечивать и приписывают ему жажду власти, стремление порабощения мира. Общество начинает думать, что все роботы оживут, станут злыми,развяжут войну против человечества и заодно оставят нас без работы. Но на деле мы очень далеки от создания искусственного интеллекта. Сейчас ученые говорят об узкоспециализированном искусственном интеллекте — Siri, Алиса, беспилотные автомобили, система распознавания лиц в Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Чтобы рассказать о том, что все будет не так, как показывается в фантастических фильмах, мы придумали нашу елку.
Мы будем объяснять какими-то очень простыми словами базовые понятия программирования: алгоритм, кодирование, база данных. По сути с этими понятиями мы встречаемся каждый день. Например, когда мама просит ребенка сделать уроки, он должен выполнить несколько последовательных действий — начиная с «убраться на столе и достать учебник» и заканчивая тем, что в последнем предложении надо поставить точку.
— Каков предельный возраст, когда увлечь ребенка будет тяжелее?
— Мы же договорились, что насильственно никого не увлекаем. В любом возрасте, если вам интересна тема, вы будете читать книги, искать информацию, пробовать что-то сделать.
— Почему в Москве много научных елок, какие самые интересные, как выбрать хорошую, на что обратить внимание?
— Мне кажется, что научные елки и наука стали популярными потому что стали более доступными и зрелищными некоторые научные эффекты. Купить сосуд Дьюара с жидким азотом за три тысячи рублей не так сложно, обращаться с ним тоже. А эффект от него невероятный. У меня есть девятилетний ребенок, который почти каждый месяц видит действие жидкого азота. Тем не менее, когда он приходит на занятие, где есть жидкий азот, он удивляется снова.
Все яркое, громкое, шумное, дымящееся или сверкающее естественным образом привлекает детей. К тому же научные вещи стали более доступными, компактными и удобными. Например, дома можно сделать слизня. Именно поэтому все с пометкой «научное» в индустрии детских развлечений стало популярно в последние годы.
С другой стороны, хотелось бы думать, что подобная волна интереса вызвана понимаем важности процесса образования ребенка. Чтобы привлечь внимание детей, достаточно показать что-то яркое, объяснить, что вот такие крутые фокусы можно делать, если хорошо разбираться в химии. И, возможно, ребенок скажет, что хочет заниматься этой наукой.
Как выбрать хорошую научную елку? Я как мама читаю отзывы. И есть какие-то проверенные традиционные места, где гарантированно будет хорошо. Либо смотрю, кто именно делает елку, потому что мир сценаристов, режиссеров, подрядчиков и исполнителей тесен.
— Есть ли от вас ТОП научных мероприятий для детей в декабре-январе?
— Больше всего я слышу о шоу WOW!HOW? Детское научное представление в Российской академии наук — это само по себе довольно масштабное событие. Зрелищность, большая сцена, спецэффекты — это про них.
Наша елка в Политехе «Взломать нельзя отпраздновать» — это как раз очень камерное мероприятие. Мы работаем с небольшими группами и можем уделить особое внимание каждому ребенку. Каждый раз придумываем новый необычный сюжет с Дедом Морозом. К счастью на этого персонажа нет зарегистрированных авторских прав, и мы можем фантазировать на эту тему сколько угодно. В этом году мы привлекли к работе над Историческим зданием Политеха искусственный интеллект, а какой-то злодей взломал его и запустил туда вирус. Конечно, мы обратились за помощью к Деду Морозу, потому что он оказался очень продвинутым героем. Мало кто об этом знает, но Дед Мороз лично контролировал запуск Белки и Стрелки, первый исследовал Тунгусский метеорит, а еще тестировал систему «Умный дом». И взломать программу не составит для него никакого труда.