Бактерия на миллион долларов: Маленький виновник больших проблем
Барри Маршалл еще раз посмотрел на пробирку с мутной жидкостью. Ничего хорошего эксперимент не обещал, но отступать было поздно, решение принято. Барри вздохнул и выпил содержимое пробирки. Спустя некоторое время исследователя стало тошнить, появились резкие боли в животе. Медики, к которым он обратился, диагностировали острый гастрит. Несмотря на боль, Маршалл был счастлив — в выпитой жидкости буквально кишели Helicobacter pylori, бактерии, которые, как он считал, являются возбудителями гастрита и язвы желудка. Эксперимент, поставленный на себе, был лучшим доказательством правоты ученого.
Спустя четверть века, на церемонии вручения Нобелевской премии, он уверял журналистов: «Никакого особого героизма от меня не потребовалось. Я бы никогда не совершил этот шаг, если бы не был уверен в успехе». А ученые-медики, некогда называвшие Барри Маршалла и его коллегу по Королевскому госпиталю в Перте (Австралия) Робина Уоррена «тихими сумасшедшими от гастроэнтерологии», не скупились на похвалы.
Тяжелая судьба нобелевского микроба
Первооткрывателем Helicobacter был итальянский патолог Джулио Биццецеро, который в 1892 году обнаружил в желудках собак странные спиралевидные микроорганизмы. Но размножить подозрительные бактерии в неволе не удалось, и о них надолго забыли.
В ХХ веке большинство гастроэнтерологов искренне полагали, что в желудке, вырабатывающем едкую соляную кислоту, жизнь просто не может существовать. Гастриты же и язвы возникают из-за стрессов и нерационального питания. Лечили их строгой диетой и препаратами, регулирующими кислотно-щелочной обмен. Правда, уже в те времена у особо пытливых исследователей возникали некоторые сомнения. «Когда я был старостой студенческого научного кружка, один из наших ребят делал доклад о бактерии, которая участвует в возникновении язвы, но его просто засмеяли. В те времена ученых, утверждавших, что в желудке возможна жизнь, считали, мягко говоря, сумасшедшими», — вспоминает главный терапевт Москвы, директор ЦНИИ гастроэнтерологии, профессор, доктор медицинских наук Леонид Лазебник. Не миновала чаша сия и нобелевских лауреатов.
В 1982 году австралийские ученые Барри Маршалл и Робин Уоррен объявили, что им удалось обнаружить бактерию, проживающую в человеческом желудке и являющуюся причиной гастрита и язвы. Вновь открытый микроорганизм получил название Helicobacter pylori, что в переводе с латыни означает «спиралевидная бактерия, обитающая в привратнике желудка» (привратник — нижний отдел желудка, переходящий в двенадцатиперстную кишку). Но лишь в 1994 году Национальный институт здоровья США признал их правоту и радикально изменил методику лечения гастрита и язвы.
Всюду жизнь
По внешнему виду Helicobacter представляет собой спираль, снабженную отростками-жгутиками. С их помощью бактерия пробуравливает слой слизи, защищающей стенки желудка и двенадцатиперстной кишки от едкой соляной кислоты. Для самой Helicobacter кислота — не проблема. Еще Робин Уоррен установил, что вырабатываемый ею фермент уреаза расщепляет мочевину на углекислый газ и аммиак, который частично нейтрализует кислоту. Кроме того, Helicobacter выработала хитроумный механизм защиты от иммунной системы. Оболочка ее клеток, как и у всех бактерий, содержит муцины, комплексные соединения белков и полисахаридов. Но Helicobacter прячет белковую часть этих молекул во внутреннем слое, а снаружи полностью покрыта такими же полисахаридами, из каких состоит слизь, покрывающая оболочку желудочно-кишечного тракта. В результате бактерия становится невидимой для лимфоцитов. Пробравшись внутрь клеток слизистой оболочки, зловредный микроб отравляет их продуктами своей жизнедеятельности, защитная слизь в месте инфекции перестает вырабатываться, и в поврежденные области устремляется кислота, которая довершает черное дело: на стенке желудка или двенадцатиперстной кишки образуется язва. Но и этим вредоносное действие Helicobacter не ограничивается.
Helicobacter — великий и ужасный
Первые доклады ученых об изучении Helicobacter напоминали сводки с фронта: «Helicobacter создает в желудке колонии», «Helicobacter разрушает слизистую», «Helicobacter в 70% случаев вызывает язвенную болезнь желудка, а в 92% случаев — двенадцатиперстной кишки». Однако все эти сообщения померкли перед известием, что Helicobacter — основная причина рака желудка. В 1994 году Международное агентство по изучению рака признало его «канцерогеном первого порядка». В 1996 году доктор Форман доказал, что 75% случаев рака желудка в развитых странах и около 90% — в развивающихся связаны с Helicobacter. Но и это не все. Недавно Мария Джисмондо из университета Милана выяснила, что Helicobacter — одна из основных причин мигрени; итальянские ученые из университета Тор-Вергата установили, что один из штаммов этой бактерии может вызывать инсульт; по данным же Европейской группы по изучению Helicobacter, она вызывает аллергию и увеличивает риск инфаркта миокарда!
Неприятнее всего то, что Helicobacter pylori — самая распространенная инфекция на Земле: ею заражено около половины населения земного шара. Правда, в странах ЕС Helicobacter встречается лишь у 25−45% населения, зато в России — примерно у 70%, а в Африке — почти у 100%.
И тебя вылечат, и меня?
К счастью, Нelicobacter довольно легко выявляется и уничтожается с помощью курса антибиотиков, но такое лечение почти гарантированно приводит к дисбактериозу, а в результате — к нарушению деятельности желудочно-кишечного тракта, иммунной системы и другим побочным эффектам.
Идеальным вариантом была бы вакцина, и опытные образцы уже созданы. Так, итальянские ученые разработали вакцину на основе ослабленных бактерий Нelicobacter. Эксперименты на животных показали, что она может не только предотвратить заболевание, но и вылечить уже имеющееся. Американские специалисты из Antex Biologics начали испытывать вакцину на людях. Все это, впрочем, не означает, что через пару лет мы все дружно пойдем прививаться от Нelicobacter.
Проблема в том, что эта бактерия не только наносит организму вред, но и приносит ему пользу. «Люди, у которых в желудке нет Нelicobacter, чаще страдают воспалением пищевода и забрасыванием содержимого желудка обратно в пищевод. Да и рак пищевода встречается у таких пациентов чаще. Если мы сегодня начнем проводить массовую вакцинацию против Helicobacter pylori, чтобы снизить заболеваемость раком желудка, через 20−40 лет получим эпидемию рака пищевода», — кипятится профессор-микро-биолог Мартин Блейзер из Высшей школы Нью-Йоркского университета. Единственным разумным выходом ему представляется «вакцинация с учетом индивидуальной степени риска».