«Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов»: более 30 лет на службе
Суда «Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов» уже совершили немало значительных открытий, которые вошли в историю научного флота России. И на будущее у НИС планы также довольно серьёзные: в рамках национального проекта «Наука» будет реализована модернизация судов, которая даст возможность исследователям работать в комфортных условиях и идти в ногу со временем.
Советский научно-исследовательский флот, который начал формироваться в конце 1950-х годов, был одним из самых мощных в мире. «Академик Сергей Вавилов», который получил своё имя в честь основателя научной школы физической оптики в СССР Сергея Вавилова, и «Академик Иоффе», названный в честь «отца советской физики» академика Абрама Иоффе, стали двумя судами, построенными по общему проекту. Они могут работать как самостоятельно, так и в тандеме друг с другом. 117-метровые корабли водоизмещением почти 7000 тонн отличаются необычным техническим решением. Каждое из судов имеет в своей центральной части вертикальную шахту диаметром под два метра, которая служит для размещения и работы научного оборудования. В частности, если систершипы работают вместе, то одно может опускать в толщу воды излучатель сигналов, а другое — работать как приёмник, получающий акустические сигналы. В роли мобильного излучателя гидроакустических сигналов в полосе частот 25–500 Гц мощностью до 150 Вт и создавался «Академик Иоффе», а «Академик Сергей Вавилов» проектировался именно как мобильный приёмник сверхслабых гидроакустических сигналов.
В свой первый рейс в августе-сентябре 1989 года суда отправились вместе — на борту находилось шесть групп исследователей академии наук СССР, перед каждой из которых стояли свои научные задачи. Но основная направленность обоих судов — проведение гидроакустических исследований и в частности экспериментов по изучению распространения звука в океане. В ходе экспедиции в 1989 году удалось зарегистрировать сигналы, прошедшие в океане более 3 тыс. км, а также получить информацию для изучения эффекта потепления арктических вод по анализу прохождения звука (проект «АТОК»), для проведения работ по восстановлению подводной линзы на основе акустических томографических данных (проект THETIS-2) и других исследований.
«Научно-исследовательские суда работают в таких районах плавания, где торговые суда, как правило, избегают плавать или плавают редко и в составе конвоев под проводкой ледоколов. В этих условиях научные суда работают в обычном для них режиме, подолгу находясь во льдах Арктики и Антарктики, в экстремальных штормовых зонах мирового океана — Карском море, районах Северной Атлантики, Южного океана, проливе Дрейка. Работа в таких экстремальных условиях требует от экипажа большого профессионализма по всем службам судна — от мостика до камбуза. Каждый член команды должен быть готов в любой момент прийти на помощь там, где это требуется.
С технической точки зрения работа научно-исследовательского судна отличается от управления обычным судном торгового флота в первую очередь управлением главными и вспомогательными механизмами судна — режимом работы главных двигателей и вспомогательных, таких как носовое подруливающее устройство, кормовое подруливающее устройство. Режим работы должен быть стабильный, бесперебойный при выполнении научных работ за бортом судна, чтобы избежать потери дорогостоящего научного оборудования, поломки судовых механизмов, намотки тросов на винты», — говорит капитан «Академика Иоффе» Андрей Владимирович Зыбин.
В 2001 году «Академик Иоффе» отправился в очередной свой рейс в экваториальную часть Атлантического океана для проведения детальных геологических исследований в районе сочленения Срединно-Атлантического хребта с трансформным разломом Сьерра-Леоне. Особенностью 10-й по счёту для судна экспедиции стал характер научной работы. Если в предыдущих походах на судне работали морские акустики, океанологи, гидрографы и геофизики, то на этот раз экспедиция носила исключительно геологическую направленность, что наложило свои отпечатки на характер проводимых работ и специфику использования научного оборудования. В том походе удалось собрать множество образцов пород и получить важную для изучения океана информацию, а кроме того экспедиция «Академика Иоффе» стала первой работой научно-исследовательского судна по программе «Меридиан».
Судовладельцем обоих судов является Институт океанологии имени П. П. Ширшова Российской академии наук (ИО РАН), а сами «Академик Сергей Вавилов», и «Академик Иоффе» приписаны к Атлантической базе флота.
«Управление научно-исследовательским судном отличается от управления обычным кораблем только в периоды выполнения научных работ. На переходах из/в порт и во время круизов управление научным судном и обычным кораблём идентично», — отмечает капитан НИС «Академик Сергей Вавилов» Валерий Вацлавович Белуга.
Но в 2001 году был сделан первый шаг по оптимизации использования российского научно-исследовательского флота. Проект «Меридиан» позволил снизить затраты на работы по изучению Мирового океана за счёт того, что поиск решения фундаментальных научных и конкретных практических задач совместили с коммерческим фрахтом, выполняя исследовательские экспедиции в период порожнего перегона судов между круизными выходами. Такая работа позволила не просто сохранить уникальные суда, но и провести множество исследований в экваториальной Атлантике, проливе Дрейка и близ Гренландии.
«С приходом судна в район научных исследований и в начале научных изысканий наступает особенный режим работы судна. Перед этим весь экипаж и научный состав проходит инструктаж по технике безопасности при проведении как забортных, так и палубных работ, занятия с судоводительским составом по технике удержания судна в точке производства научных работ с точностью до 50 метров, маршрута и скорости движения по профилю работ. Проводится инструктаж старшего механика и всей машинной команды о времени начала и окончания работ, о готовности бесперебойной работы механизмов, работы систем связи. При производстве научных работ в штормовую погоду как с батометрами, так и с глубоководными трубками все механизмы судна работают на пределе своих мощностей, что также накладывает свой отпечаток на взаимодействие членов команды», — подчеркнул Андрей Владимирович Зыбин.
При этом на долю научно-исследовательского судна «Академик Сергей Вавилов» выпало немало уникальных культурных событий. Судно в 2017 году стало площадкой для необычной «Антарктической биеннале» с участием художников, писателей, учёных и философов со всего мира — все они на борту российского судна отправились к Южному полярному кругу. Ещё одной знаменитой историей стала доставка осенью 2003 года деревянной православной церкви Святой Троицы на остров Кинг Джордж на российскую станцию «Беллинсгаузен».
Уникальный храм был срублен на Алтае в селе Кызыл-Озек из древесины кедра и лиственницы, выросших на берегах Телецкого озера. После того, как в течение года здание «отстаивалось», его разобрали и на грузовиках перевезли через всю страну и половину Европы в Калининград. Там деревянный храм был погружен на борт «Академика Сергея Вавилова» и доставлен в Антарктиду, где восемь человек в течение 60 дней собирали здание вновь. В 2004 году церковь Святой Троицы была освящена и с тех пор является патриаршим подворьем Троице-Сергиевой лавры. Вот уже 15 лет храм, прибывший в Антарктиду с помощью российского научно-исследовательского судна, был и остаётся самым южным постоянно действующим православным храмом в мире.
Помимо упомянутых экспедиций «Академик Сергей Вавилов» поучаствовал и в другом важном открытии. При его участии исследователями Arctic Research Foundation в 2016 году вблизи острова Бичи в арктическом регионе Нунавут были обнаружены обломки корабля HMS Terror, затонувшего в 1846 году около острова Кинг-Уильям в ходе неудачной экспедиции британского полярника Джона Франклина, пытавшегося отыскать Северо-Западный проход и пройти из Атлантического океана в Тихий вдоль берега Канады.
В последние годы «Академик Сергей Вавилов» продолжает участвовать в исследованиях Мирового океана и в экологических экспедициях в Балтийском море. Осенью 2019 года судно проводило акустическое изучение дна, анализ микробиологии воды, гидрофизики и геологии дна Балтийского моря для понимания климатических и экологических изменений. Вместе с научными сотрудниками в экспедициях принимают участие и студенты.
Каждый такой рейс бросает вызов не только учёным на борту, но и членам экипажа. НИС приходится работать в особых режимах, которых не бывает у грузовых и пассажирских кораблей. В частности, как говорит Валерий Вацлавович Белуга, режим подработки, когда судно удерживается в одной точке относительно грунта, наряду с режимом удержания троса с научным прибором вертикально и «режимом тишины» являются неотъемлемой составляющей научных экспедиций и требуют высочайшего профессионализма от каждого члена судовой команды.
В своём 49-м научном рейсе, прошедшем в августе-сентябре 2019 года, судно стало местом проведения II международной летней школы для студентов и аспирантов «Береговая зона моря: исследования, управление и перспективы» и на судне состоялся круглый стол на тему «Полезные ископаемые Балтийского моря: состояние изученности, проблемы и перспективы использования».
«Мы слушаем лекции, участвуем в мастер-классах по гидрохимии и по эхолокации. У нас было зондирование, здесь в лаборатории гидрохимии мы исследовали содержание кислорода и сероводорода в воде», — рассказала о работе на судне студента второго курса БФУ им. И. Канта Таисья Еремейко.
Для бакалавров, магистрантов и аспирантов БФУ им. И. Канта, Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, Клайпедского университета, Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина и Института природопользования НАН Белоруссии с лекциями выступили лекторы из вузов России и Литвы, так что проект получился действительном международным не только потому, что экспедиция проходила в исключительных экономических зонах России, Швеции и Польши, но и по составу участников рейса.
«Отобрана проба донных осадков, которая геологами называется колонка. Мы увидим записанную в зашифрованном виде историю Балтийского моря, Балтийского региона за последние 6-8 тысяч лет. Потом уже дома в лабораторных условиях изучим изощреннейшими методами, определим точно возраст радиоизотопными методами», — рассказал об одной из работ в экспедиции директор Атлантического отделения ИО РАН Вадим Сивков.
Однако, несмотря на славную историю, полную научных открытий и интересных океанских походов, с момента постройки судов прошло уже три десятилетия и за это время, помимо планового обслуживания, потребовалось обновление научного оборудования.
С 2022 года в рамках национального проекта «Наука» начнётся масштабная модернизация научно-исследовательских судов «Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов». Сначала их ждёт капитальный ремонт и оснащение как минимум одной площадкой для подключения стандартизированных научных модулей, а к 2024 году суда укомплектуют научным оборудованием для проведения исследований в Мировом океане, включая установку автономных буйковых станций
Усовершенствованным судам предстоит работать в различных районах Мирового океана, проводить долговременные измерения с использованием установленных на судах автономных буйковых станций при любых погодных условиях. Помимо решения фундаментальных научных задач и сбора важнейших данных о Мировом океане, научно-исследовательский флот поможет с реализацией ещё нескольких проектов.
При этом молодые российские учёные получат уникальную возможность работать над своими научными работами непосредственно на судах в ходе исследовательских экспедиций. Такие возможности предоставляет федеральный проект «Молодые профессионалы», являющийся частью национального проекта «Образование», — студентам, участвующим в крупных научно-исследовательских работах, предоставят шанс поработать вместе с ведущими учёными прямо на борту «Академика Иоффе» и «Академика Сергей Вавилов», которые имеют 12 лабораторий, оснащённых современным оборудованием для проведения комплексных океанологических исследований, и может быть дополнительно оснащён ещё 3 контейнерными лабораториями. Но только этими судами научные площадки для молодых исследователей не ограничатся — для студентов окажутся доступны и другие суда российского научно-исследовательского флота.
К 2019 году на счету «Академика Сергея Вавилова» уже 47 экспедиций, а «Академик Иоффе» принял участие в 54 научных проектах. И после плановой модернизации оба научно-исследовательских судна продолжат проводить уникальную работу, позволяя и российской фундаментальной науке, и мировому научному сообществу в целом получать бесценную информацию. С модернизированными судами исследования Мирового океана, в которых сначала СССР, а теперь и России, всегда играли ведущую роль, вступают в новую главу.
В наши дни государство выделяет финансирование на проведение экспедиций, найдены средства на модернизацию имеющихся и закладку как минимум двух новых научно-исследовательских судов неограниченного района плавания, а на борт в экспедициях вместе с опытными сотрудниками научно-исследовательских институтов поднимаются молодые специалисты. Новое поколение исследователей на новых судах в ближайшие годы позволит России удержать мировое лидерство по научным публикациям об исследованиях морей и океанов. И свой вклад в эту работу внесут заслуженный «Академик Сергей Вавилов» и «Академик Иоффе», которые готовятся к очередной странице своей долгой и славной истории.
Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки и Центра морских экспедиционных исследований Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН (ЦМЭИ ИО РАН)
Фотографии предоставлены видеостудией ИО РАН
Материал о судне «Академик Николай Страхов» читайте по следующей ссылке.