Где «прокололся» Джек-потрошитель: анализ ДНК в криминалистике
Джек-потрошитель
Знаменитый душегуб Джек-потрошитель орудовал в конце XIX века в Лондоне. Он нападал на работниц борделей, которым перерезал горло, а затем извлекал внутренние органы из тел своих жертв. Потрошителю присваивают не так много эпизодов — нападение на пять девушек — но степень его жестокости потрясала публику настолько, что этот убийца превратился в легенду. Всем известно, что личность Джека-потрошителя так и не была идентифицирована, маньяк остался на свободе. И лишь недавно, в 2014 году, появилась информация о том, кто мог стоять за громким прозвищем.
Приблизился к тайне британский сыщик-любитель Рассел Эдвардс. Он приобрел на аукционе шаль, которая была найдена на месте преступления четвертой жертвы Потрошителя. Эксперты в области генетического анализа выделили биологический материал с пятен на шали, который сравнили с ДНК потомков Кэтрин Эддоуз — той самой жертвы. Спустя почти полтора столетия это единственный надежный способ убедиться: шаль действительно могла быть оставлена на месте убийства.
Затем полученные с платка образцы сравнили с ДНК потомков одного из подозреваемых — парикмахера Аарона Косминского. Оказалось, что ДНК, полученная специалистами, максимально похожа на ДНК семейства Косминских. Так, спустя 126 лет легендарное расследование получило сенсационные результаты. Интересно, как чувствовали себя потомки Косминского, узнав, что их предок, вероятно, был одним из самым жестоких убийц Англии?
Нельзя не сказать о том, что сенсация 2014 года породила множество споров. Например, некоторые справедливо заметили: следы ДНК Косминского на шали могли свидетельствовать и о том, что Аарон был попросту клиентом Кэтрин Эддоуз. Так или иначе неточности в результатах расследования — «не вина» анализа ДНК: при должном профессионализме и аккуратности метод дает невероятно точные данные, а сделать правильные выводы — задача сыщиков и криминалистов.
Семья Романовых
Но и в России есть не менее интересное дело, которое удалось прояснить с помощью современных технологий в области анализа ДНК. Семья последнего российского императора была расстреляна в далеком 1918 году, а совсем недавно Следственный комитет возобновил расследование.
Конечно, в случае с семьей Романовых преступники были известны с самого начала. Главной задачей для следователей была идентификация останков императорской семьи, ведь место их захоронения большевики тщательно скрыли. Впервые предполагаемые останки были найдены геологом Александром Авдониным и московским сценаристом Гелием Рябовым, решившими провести независимое расследование. Но исследователи не стали афишировать открытие, ведь дело происходило на закате советского периода. И в 1991 году, как только перестал существовать СССР, информация о находке была обнародована, а Свердловская прокуратура занялась раскопками и принялась выяснять, кому принадлежат найденные кости.
Ключевой артефакт, который помог исследователям получить ответы на вопросы, — рубашка Николая с пятнами крови, которая хранилась в Эрмитаже. Этот предмет одежды был семейной реликвией: в 1891 году Николай, еще не будучи царем, путешествовал по Японии и подвергся нападению. Ему успели нанести два удара саблей, но они оказались не очень точными, и Николай остался жив; в память об этом дне окровавленную рубашку было решено сохранить.
Исследователям удалось выделить из этих пятен фрагменты ДНК. Таким образом следствие получило самый надежный способ разобраться в темной истории: специалисты располагали образцами ДНК самого царя. Это и поставило точку в многолетнем расследовании: ДНК, полученная из костных останков одной из жертв, полностью совпала с ДНК, выделенной с рубашки Николая.
Проверяем на себе
В общем и целом о технологии анализа ДНК мы слышим не первый день, но мало кто знает, что в России еще недавно не существовало производства собственных реагентов для генетической идентификации личности. Отечественные специалисты использовали импортные тест-системы, 90% которых выпускаются в США и Германии. Только в конце минувшего года Группа компаний «Ниармедик» на своем новом заводе открыла первое производство полного цикла по выпуску таких реагентов.
Мы протестировали на себе, как устроен процесс идентификации в России, а заодно сыграли в мафию так, как в нее не играл еще никто. Вы помните правила? В нашем случае были четыре участника, каждый тянул бумажку с надписью, которая гласила, какая роль ему выпадает. Одна мафия и три мирных жителя.
В качестве «жертвы» мы использовали куриную ножку, которую мафиози благополучно съел, не поделившись с другими. В то же время все игроки, включая мафию, оставили после себя немало других артефактов: некоторые пожевали жвачку, кто-то грыз ручку в процессе игры, другой участник сидел в перчатках, а кто-то успел наследить даже образцами своей крови. Это позволило специалистам собрать с «места преступления» всевозможные образцы. В качестве исходного материала для выделения ДНК и последующего проведения анализа может быть использован практически любой объект, на котором присутствуют биологические следы, кровь, костная ткань, сперма, слюна, волосы, образцы пота и даже предметы, с которых были стерты отпечатки пальцев. Высокая чувствительность современных методов анализа является одним из ключевых преимуществ очень точного анализа ДНК.
Итак, специалист собрала каждый образец с ДНК в отдельный пакет, пронумеровала пакеты в соответствии с номерами подозреваемых, выданными заранее. Все, кроме одного: того, в котором лежали остатки курицы. Экспертам-генетикам лаборатории ООО «Медикал Геномикс» было необходимо определить, кто из четырех подозреваемых совершил покушение на курицу. Анализ производился по 21 генетическому маркеру, анализируемых набором иксМарк производства ГК «Ниармедик».
Результатами расследования с нами поделился Андрей Семиходский, директор по науке ООО «Медикал Геномикс». Вот что он сказал: «Мы уверены, что курица подверглась нападению одного человека. При этом на объекте было обнаружено достаточное для анализа количество биоматериала. Происходит материал от одного донора женского пола.
- Подозреваемые № 1, 2, 3, оставившие на месте преступления леденцы, перчатки, жевательную резинку и кровь, были исключены из числа возможных доноров ДНК на курице, так как у них наблюдается несовпадение генетических вариантов как минимум по 18 маркерам.
- Подозреваемый № 4 не может быть исключен из числа возможных доноров ДНК в наслоениях на объекте с места происшествия, и, следовательно, ДНК в этом образце может происходить от него.
- Если Подозреваемый №4 не является донором ДНК на исследованном объекте, то значит, что ДНК происходит от другого человека с идентичным генетическим профилем. Вероятность того, что кто-то еще, кроме Подозреваемого № 4, имеет такой же генетический профиль и, следовательно, является нашим «преступником», равна 1 на 3*1027. Полученные в данном случае ДНК-свидетельства действительно обладают очень высокой доказательной ценностью.
- Так как у нас нет других улик по делу, за исключением исследованных ДНК-доказательств, и учитывая их высокую доказательную ценностью, суд сможет сделать вывод, что нападение на курицу было совершено Подозреваемым № 4.
Расчет вероятности случайного совпадения (RMP) проводился с использованием генетических частот аллелей, опубликованных в мировой литературе, а также с использованием лабораторной базы данных частот аллелей».
Трудно представить, останутся ли в мире будущего нераскрытые преступления? Наука уже сейчас загнала злоумышленников в тупик, когда каждый шаг потенциально может раскрыть личность грабителя или убийцы, и времени для поиска нужно все меньше. Возможно, следователи из «прекрасного будущего» будут заниматься лишь расследованием дел давно минувших лет, когда наука еще не догадывалась о том, что такое ДНК и какая информация в ней зашифрована.