Clade X: игра на миллиарды человеческих жизней
Установка
Сообщения о вспышке неизвестной инфекции поступили не из диких джунглей Африки, а из Франкфурта и венесуэльского Каракаса. Судя по первым данным, вирусный агент близок к возбудителю парагриппа, однако несет несколько важных отличий, из-за чего и он сам, и заболевание получили отдельное название – Clade X. Передается вирус преимущественно воздушно-капельным путем, при чихании и кашле. От момента заражения до развития заболевания может пройти неделя, в течение которой человек остается заразен. В большинстве случаев течение болезни мало отличается от классической ОРВИ, но у значительной части пациентов развивается воспаление головного мозга, энцефалит, означающий почти стопроцентную смерть. В целом же и скорость распространения, и летальность можно расценить как умеренные.
Однако примерно через месяц после первых сообщений, когда число заболевших превысило 400, а умерших – 50, когда несколько случаев заболевания зарегистрировали у американских солдат на Ближнем Востоке, куда успела проникнуть эпидемия, президент США распорядился сформировать комитет по реагированию на создавшуюся ситуацию. В него вошли чиновники высшего уровня – министры здравоохранения, обороны, иностранных дел, директора ЦРУ и CDC (Центров по контролю и профилактике заболеваний) и т. д. – во главе с президентским советником по национальной безопасности. Информацию о первом подтвержденном случае Clade X на территории США они получили сразу.
Обстановка
Приведенный выше сценарий описывает события полностью реалистичные, но, по счастью, не реальные. С такого пункта «дано» началась симуляция пандемии, проведенная в 2018 году Центром безопасности здравоохранения (CHS) при Университете Джонса Хопкинса. Несмотря на игровой характер этого занятия, цели у мероприятия под кодовым названием Clade X были самые серьезные: оценить, насколько США и мир в целом готовы к нашествию новых патогенных микробов, с какими сложностями придется столкнуться и какие последствия будут иметь те или иные официальные действия. Так генералы отрабатывают собственные планы и сценарии во время долгих и сложных «штабных игр».
Подготовка к «вирусным играм» была не менее серьезной, чем у военных. Работу над сценарием Clade X возглавил сотрудник CHS и специалист по пандемиям Эрик Тонер. Использовались самые современные вирусологические и эпидемиологические модели, максимально приближенные к реальности и учитывающие данные о поведении предыдущих эпидемий. Членов комитета «играли» бывшие и действующие госслужащие высшего уровня, чьи должности аналогичны или очень близки к позициям их персонажей, – эксперты, способные грамотно оценить ситуацию и доступные ресурсы. Обстановка была максимально приближена к боевой: информацию о развитии событий и последствиях своих решений участники получали в форме официальных докладов и даже заранее записанных выпусков теленовостей, подготовленных для разных сценариев происходящего.
Блицкриг
Принимать решения потребовалось сразу. Стоит ли прервать авиасообщение со странами, где распространилась эпидемия? Или вообще закрыть границы? Оказывать ли помощь пострадавшей Венесуэле, президент которой вообще отрицает существование проблемы? Какие выделить средства на противоэпидемические мероприятия, на изучение вируса, поиск вакцины? А когда препарат удастся разработать, с кого начать вакцинацию? Наконец, как противостоять потоку ложных и панических сообщений в социальных сетях?.. Достичь соглашения по многим из этих вопросов – от введения национального карантина (на это участники Clade X не пошли) до продолжения военных действий на Ближнем Востоке (а это сделали) – оказалось крайне непросто. Многие их резолюции отклонялись президентом, исходя из «текущей политической обстановки».
А ситуация продолжала ухудшаться: из-за наплыва заразившихся и растущего числа заболевших медработников система здравоохранения начала давать сбои. Многие клиники перестали принимать пациентов с Clade X, закрылись школы. Потребность в средствах индивидуальной защиты превысила их запасы, стабильные поставки наладить не удалось из-за сбоев в работе транспорта. Некоторые штаты ввели карантин и выставили кордоны на границах. Появились пугающие данные о происхождении возбудителя: оказалось, он создан искусственно. Последователи деструктивного культа «Ярче рассвет» встроили в геном относительно безобидного, но весьма заразного парагриппа несколько генов высоколетального вируса Нипах. Цель секты, прообразом которой стала «Аум Синрикё», – сократить население Земли до уровня доиндустриальной эпохи.
Сползание
Симуляция Clade X продолжалась один день, но в игровом мире пандемии прошло 20 месяцев – и этот срок обнажил множество проблем, к которым не подготовлены ни США, ни, видимо, и другие страны мира. Прежде всего настораживает скорость разработки вакцины: за все время игры появился лишь один препарат-прототип, который по итогам испытаний не показал достаточной эффективности. Впрочем, если б такое средство и было создано, производственные мощности не позволили бы в нужный срок синтезировать его в количествах, необходимых для остановки эпидемии.
Не лучше отработали игроки и карантинные мероприятия: четкие решения о том, как проводить крупномасштабный поиск, отслеживание и, возможно, изоляцию инфицированных, так и не были приняты. Обеспечить транспортировку и адекватную медпомощь тяжелобольным и заразным пациентам оказалось невозможно из-за нехватки ресурсов. Помимо медицинских проблем эффективной борьбе мешали политика и бюрократия: даже члены «комитета» далеко не сразу могли прийти к общему решению по тому или иному чувствительному вопросу. Что уж говорить о запутанных взаимоотношениях служб здравоохранения, национальной безопасности, военных и финансистов, а тем более о международной политике.
Катастрофа
Несмотря на коллективные усилия десятка экспертов высшего уровня, распространение вируса сдержать не удалось. Для создания эффективной вакцины не хватило времени и ресурсов. Жертвами пандемии стали 150 млн человек, из них каждый десятый – в США. Верховная власть оказалась парализована, фондовые биржи рухнули, систему здравоохранения пришлось национализировать – а пандемия продолжалась. По предсказаниям экспертов, смертность от нее во всем мире должна превысить 900 млн человек. Игра закончилась.
«Думаю, мы убедились, что даже очень знающие, опытные и преданные делу руководители высшего уровня, которые пережили множество кризисов, все равно не могут справиться с чем-то подобным», – отметил автор сценария Clade X Эрик Тонер. – И не потому, что они не хороши, не умны или не заинтересованы, – просто у нас нет необходимых систем для достижения желаемого результата». Похожую мысль высказал недавно Билл Гейтс: «В случае биологических угроз у нас отсутствует ощущение крайнего риска. Но к пандемиям необходимо готовиться столь же серьезно, как к войнам».
Действительность
Clade X стала уже третьей такой игрой, проведенной в центре CHS. Первым опытом была «Черная зима», организованная в июне 2001 года: по сценарию, группа террористов-исламистов распылила вирус натуральной оспы в американских торговых центрах. Болезнь считается искорененной во всем мире с 1980 года, и даже прививок от нее давно не делают. Итоги смоделированной пандемии уже тогда оказались катастрофическими и даже в определенном смысле пророческими. Буквально через несколько месяцев состоялась атака на небоскребы Всемирного торгового центра, а вскоре террористы организовали рассылку писем со спорами возбудителя сибирской язвы. Что в игре, что в реальности власти оказались не готовы.
Впрочем, по итогам «штормового» 2001 года в США и ряде других стран было заготовлено необходимое количество вакцины против оспы и антибиотиков, активных в отношении палочки сибирской язвы, подготовлены резервные больничные койки и базовые планы неотложных действий. А в 2005 году в CHS провели следующую игру вокруг оспы – «Атлантический шторм», к участию в которой пригласили представителей ВОЗ и девяти стран НАТО, имеющих запасы вакцины. Результаты игры продемонстрировали важность международного взаимодействия при локализации эпидемии и поспособствовали заключению ряда соглашений на эту тему.
Организаторы и участники Clade X надеются, что полученная в ходе симуляции информация, которая передана всем заинтересованным правительственным организациям и выложена в открытый доступ, также станет поводом для принятия необходимых мер по подготовке к биологическим катастрофам. По итогам обсуждения полученных результатов они сформулировали шесть ключевых рекомендаций. Все они носят весьма общий характер, но если отнестись к ним с нужным вниманием и продумать необходимые детали, то, возможно, нам никогда не придется подсчитывать статистику погибших от пандемии не в игре, а в реальном мире.