Зачем хирурги разрезали глаза по форме алмаза: гениальная операция
Хирургия — это не просто набор медицинских процедур, а самое настоящее искусство. Яркий пример тому — сеть расходящихся линий, рассекающих роговицу 41-летней женщины, которая обратилась в офтальмологическую клинику. Эти порезы являются следствием процедуры, которую сейчас уже проводят. Это свидетельство работы настоящего мастер своего дела.
Подобная техника известна в медицине как радиальная кератотомия. Эти разрезы служат для того, чтобы изменить форму роговицы и, как следствие, угол преломления света — это помогает избавить пациента от близорукости. Ее автор — пионер российской хирургии глаза, Святослав Федоров. Он начинал работать еще тогда, когда лазерные технологии коррекции не стали обычным инструментом офтальмологов.
Сам Федоров рассказывает о том, что на изобретение методики его натолкнула встреча с маленьким мальчиком, у которого было повреждено глазное яблоко после того, как тот разбил очки и осколки попали в глаза. После того, как стекло извлекли, хирург следил за состоянием ребенка и заметил, что у того не только полностью зажил глаз, но и значительно улучшилось зрение!
Так медику пришла в голову идея использовать для лечения близорукости скальпель и с помощью надрезов (имитирующих ту самую травму) повторить опыт. К 1970-м годам Федоров обнаружил, что последовательности из 4, 8, 12,16 или 32 разрезов заставляют роговицу изгибаться так, что свет поступает в глаз под правильным углом. В последующие десятилетия эта технология позволила восстановить зрение миллионам людей, страдающим от близорукости.
Конечно, существовали и риски — заражение глаза, травма в результате неудачного разреза и так далее. Со временем лазерные технологии вытеснили кератотомию, и сейчас она существует только в виде последствий вмешательств, сделанных в раннем детстве. Многие, кто в таком юном возрасте прошел через эту операцию, с возрастом вместо близорукости начинают страдать от дальнозоркости. К счастью, спустя полгода терапии врачам удалось помочь пациентке, и ее дальнозоркость перестала прогрессировать.