Как современные христиане представляют себе внешность Бога

Ученые сделали заключение, что «Лицо Бога» — это доброжелательное лицо молодого белого мужчины, и даже показали фото как выглядит Бог. Однако в их исследовании есть нюансы, связанные с политическими взглядами верующих. Кроме того, оказалось, что Бог кажется современным христианам похожим на них самих.
Как современные христиане представляют себе внешность Бога
Wikipedia

О том, как человек представляет Бога на протяжении тысячи лет, легко можно сказать, глядя на развитие искусства и его историю. Дотошное исследование позволяет находить даже некоторые тренды, относящиеся к определенным годам.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Как выглядели древние боги

Конечно, следует различать то, как воспринимали и олицетворяли, в буквальном смысле этого слова, свои божества народы по всему миру. И если благодаря мифам и легендам мы довольно хорошо и подробно знаем, как выглядят боги Греции, а вернее их образ транслируемый древними эллинами, то божества Центральной и Латинской Америки, в информационном плане нам представляются более скудными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня то, как выглядели египетские боги или их римские коллеги, знают школьники средних классов, но необходимо понимать, что за удобными таблицами и пояснениями в учебниках стоит труд ученых и изучение огромного массива данных.

В Древней Греции не боялись изображать богов, поэтому до нашего времени дошло множество их изображений
В Древней Греции не боялись изображать богов, поэтому до нашего времени дошло множество их изображений
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И хорошо, если эти данные есть! Ведь часть религиозных конфессий и течений прямо запрещает указывать внешность Бога, максимально сакрализируя его для прихожан.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом случае для верующих может быть довольно трудным понять, что бог выглядит как человек, особенно если пытаться подробно изучать святые книги. В ряде из них в принципе указывается на невозможность познать его отличие. «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых», Исход, 33:20.

Самое раннее известное изображение Троицы датируется 350 годом до нашей эры
Самое раннее известное изображение Троицы датируется 350 годом до нашей эры
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как представляли Бога христиане

В христианской традиции не принято изображать Бога, но прямого запрета нет, поэтому художники все равно делали это. Первой на ум приходит, конечно, фреска Микеланджело «Сотворение Адама», на которой Бог показан как сильный зрелый мужчина с густой седой бородой. Однако до него были и другие. Правда, целиком Бога не изображали. Так, рука Господа появилась в «Таинстве Дрого» примерно от 850 года нашей эры.

Символическое изображение руки Бога появилось в «Таинстве Дрого» примерно в 850 году
Символическое изображение руки Бога (сверху) появилось в «Таинстве Дрого» примерно в 850 году
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале VIII века византийское иконоборчество привело к запрету и уничтожению религиозных икон. Император Лев III запретил иконы, полагая, что они способствуют военным поражениям. Запрет касался только икон, не затрагивая другие формы искусства. Иконоборцы утверждали, что иконы не могут точно передать божественную и человеческую природу Иисуса.

В 787 году Второй Никейский собор восстановил почитание икон, однако изображения Бога Отца оставались редкими. Иоанн Дамаскин утверждал, что невозможно изобразить невидимого Бога Отца, поскольку это было бы греховно.

До X века в западном искусстве не использовались человеческие фигуры для обозначения Бога Отца. Со временем начали появляться символические изображения, обычно ограниченные частями тела, такими как рука или лицо, в результате чего полное изображение было редкостью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В XIII-XV веках изображения Бога Отца начали появляться в европейском искусстве, сначала в французских рукописях и витражах, затем в фресках и других произведениях. В XIV веке в Неаполитанской Библии и других источниках представлены разнообразные образы, включая полную фигуру и символические изображения. В XV веке Бог Отец изображается как старец с длинной бородой, но также продолжались символические изображения в виде рук и голубя.

В «Крещении Христа» изображены две руки Бога, а Святой Дух предстает в образе голубя
В «Крещении Христа» изображены две руки Бога, а Святой Дух предстает в образе голубя
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ренессансные художники, такие как Микеланджело и Рубенс, часто изображали Бога как патриархальную фигуру, но они все равно подвергались критике и запретам в некоторых странах и церквях. К концу XVII века и в XIX веке появились ограничения на изображения Бога Отца, особенно в православной традиции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За пятьсот лет, прошедших с тех пор, как Микеланджело изобразил Бога, многое могло измениться, несмотря на то, что данный образ стал практически каноническим. Понять, как выглядит Бог на самом деле, пытается наука.

Как выглядит Бог в реальной жизни?

Такой вопрос поставила перед собой группа американских исследователей. Она решила выяснить, каким представляют лицо Бога современные христиане, живущие в США. По мнению ученых, представление об облике божества может многое рассказать о чертах личности, которыми наделяют его верующие. Предполагалось, что преимущественно Бог выглядит как человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Действительно, предыдущие исследования указывают на то, что представление о внешности отражает представление о характере: так, в недавнем исследовании добровольцы составляли портрет человека, получающего социальное пособие, и большинство наделило его чертами, говорящими о слабости характера — маленькими глазами и слабым подбородком. Быть может, внешность Бога возможно составить так же?

Ученые взяли усредненный образ американца, составленный из 50 портретов реальных людей. Алгоритм, смешавший пятьдесят лиц в одно, учитывал демографическую статистику США — соотношение женщин и мужчин и представителей разных национальностей и возрастов. Затем специалисты использовали технику «обратной корреляции» (reverse correlation): на экран перед участниками эксперимента выводили две картинки, созданные на основе изначального усредненного образа, но с добавлением «шума». Участник должен был выбрать из двух зашумленных картинок ту, которая, по его мнению, больше напоминает образ Бога, существующий у него или у нее в воображении; после нескольких десятков итераций получалось изображение, близкое к представлению добровольца том, как выглядит лицо Бога.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Для составления изображения Бога были приглашены несколько групп добровольцев, которые проходили тесты и описывали, как они видят Творца
Для составления изображения Бога были приглашены несколько групп добровольцев, которые проходили тесты и описывали, как они видят Творца
Соцсети

Затем группа людей, неосведомленная о методе и задачах эксперимента, оценивала полученные людьми из первой группы фото того, как выглядит бог, по девяти параметрам: 1) возраст 2) пол 3) привлекательность 4) раса 5) насколько счастлив человек на картинке 6) насколько он благополучен финансово 7) интеллект 8) доброжелательность 9) сила.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Для визуализации образа Бога добровольцам предлагали на выбор несколько изображений в плохом качестве
Для визуализации образа Бога добровольцам предлагали на выбор несколько изображений в плохом качестве
Соцсети

Бог в реальности выглядит как оказалось, не таким каким его представлял великий Микеланджело. Выяснилось, что подавляющее большинство участников представляет Бога мужчиной, по уровню привлекательности похожим на них самих; остальные параметры, как оказалось, зависят от политических предпочтений того, кто представляет Бога (их определяли по ответам на вопросы анкет, которые первая группа участников заполняла перед тем, как приступить к генерации изображения). Либералы представляют лицо Бога более улыбчивым и доброжелательным, молодым и темнокожим. Консерваторы составляли портрет более зрелого и светлокожего мужчины, с лицом, выражающим силу и ум.