Как современные христиане представляют себе внешность Бога
О том, как человек представляет Бога на протяжении тысячи лет, легко можно сказать, глядя на развитие искусства и его историю. Дотошное исследование позволяет находить даже некоторые тренды, относящиеся к определенным годам.
Как выглядели древние боги
Конечно, следует различать то, как воспринимали и олицетворяли, в буквальном смысле этого слова, свои божества народы по всему миру. И если благодаря мифам и легендам мы довольно хорошо и подробно знаем, как выглядят боги Греции, а вернее их образ транслируемый древними эллинами, то божества Центральной и Латинской Америки, в информационном плане нам представляются более скудными.
Сегодня то, как выглядели египетские боги или их римские коллеги, знают школьники средних классов, но необходимо понимать, что за удобными таблицами и пояснениями в учебниках стоит труд ученых и изучение огромного массива данных.
И хорошо, если эти данные есть! Ведь часть религиозных конфессий и течений прямо запрещает указывать внешность Бога, максимально сакрализируя его для прихожан.
В этом случае для верующих может быть довольно трудным понять, что бог выглядит как человек, особенно если пытаться подробно изучать святые книги. В ряде из них в принципе указывается на невозможность познать его отличие. «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых», Исход, 33:20.
Как представляли Бога христиане
В христианской традиции не принято изображать Бога, но прямого запрета нет, поэтому художники все равно делали это. Первой на ум приходит, конечно, фреска Микеланджело «Сотворение Адама», на которой Бог показан как сильный зрелый мужчина с густой седой бородой. Однако до него были и другие. Правда, целиком Бога не изображали. Так, рука Господа появилась в «Таинстве Дрого» примерно от 850 года нашей эры.
В начале VIII века византийское иконоборчество привело к запрету и уничтожению религиозных икон. Император Лев III запретил иконы, полагая, что они способствуют военным поражениям. Запрет касался только икон, не затрагивая другие формы искусства. Иконоборцы утверждали, что иконы не могут точно передать божественную и человеческую природу Иисуса.
В 787 году Второй Никейский собор восстановил почитание икон, однако изображения Бога Отца оставались редкими. Иоанн Дамаскин утверждал, что невозможно изобразить невидимого Бога Отца, поскольку это было бы греховно.
До X века в западном искусстве не использовались человеческие фигуры для обозначения Бога Отца. Со временем начали появляться символические изображения, обычно ограниченные частями тела, такими как рука или лицо, в результате чего полное изображение было редкостью.
В XIII-XV веках изображения Бога Отца начали появляться в европейском искусстве, сначала в французских рукописях и витражах, затем в фресках и других произведениях. В XIV веке в Неаполитанской Библии и других источниках представлены разнообразные образы, включая полную фигуру и символические изображения. В XV веке Бог Отец изображается как старец с длинной бородой, но также продолжались символические изображения в виде рук и голубя.
Ренессансные художники, такие как Микеланджело и Рубенс, часто изображали Бога как патриархальную фигуру, но они все равно подвергались критике и запретам в некоторых странах и церквях. К концу XVII века и в XIX веке появились ограничения на изображения Бога Отца, особенно в православной традиции.
За пятьсот лет, прошедших с тех пор, как Микеланджело изобразил Бога, многое могло измениться, несмотря на то, что данный образ стал практически каноническим. Понять, как выглядит Бог на самом деле, пытается наука.
Как выглядит Бог в реальной жизни?
Такой вопрос поставила перед собой группа американских исследователей. Она решила выяснить, каким представляют лицо Бога современные христиане, живущие в США. По мнению ученых, представление об облике божества может многое рассказать о чертах личности, которыми наделяют его верующие. Предполагалось, что преимущественно Бог выглядит как человек.
Действительно, предыдущие исследования указывают на то, что представление о внешности отражает представление о характере: так, в недавнем исследовании добровольцы составляли портрет человека, получающего социальное пособие, и большинство наделило его чертами, говорящими о слабости характера — маленькими глазами и слабым подбородком. Быть может, внешность Бога возможно составить так же?
Ученые взяли усредненный образ американца, составленный из 50 портретов реальных людей. Алгоритм, смешавший пятьдесят лиц в одно, учитывал демографическую статистику США — соотношение женщин и мужчин и представителей разных национальностей и возрастов. Затем специалисты использовали технику «обратной корреляции» (reverse correlation): на экран перед участниками эксперимента выводили две картинки, созданные на основе изначального усредненного образа, но с добавлением «шума». Участник должен был выбрать из двух зашумленных картинок ту, которая, по его мнению, больше напоминает образ Бога, существующий у него или у нее в воображении; после нескольких десятков итераций получалось изображение, близкое к представлению добровольца том, как выглядит лицо Бога.
Затем группа людей, неосведомленная о методе и задачах эксперимента, оценивала полученные людьми из первой группы фото того, как выглядит бог, по девяти параметрам: 1) возраст 2) пол 3) привлекательность 4) раса 5) насколько счастлив человек на картинке 6) насколько он благополучен финансово 7) интеллект 8) доброжелательность 9) сила.
Бог в реальности выглядит как оказалось, не таким каким его представлял великий Микеланджело. Выяснилось, что подавляющее большинство участников представляет Бога мужчиной, по уровню привлекательности похожим на них самих; остальные параметры, как оказалось, зависят от политических предпочтений того, кто представляет Бога (их определяли по ответам на вопросы анкет, которые первая группа участников заполняла перед тем, как приступить к генерации изображения). Либералы представляют лицо Бога более улыбчивым и доброжелательным, молодым и темнокожим. Консерваторы составляли портрет более зрелого и светлокожего мужчины, с лицом, выражающим силу и ум.
Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS One.