Хэштег возрастом 100 000 лет: красота или символизм?
Около 100 000 лет назад древние люди начали оставлять рисунки из линий на красных скалах в южноафриканских пещерах. Подобная живопись в виде своеобразных хэштегов является одним из самых первых свидетельств того, что представители нашего вида научились создавать символы (знаки, имеющие определенный смысл), что свидетельствует о сложной мозговой деятельности. Однако новое исследование, представленное в рамках конференции по эволюции языка Evolang, обнаруживает, что подобные рисунки могли и не быть символами. Ученые уверены, что вместо практической пользы такие узоры могли служить для эстетического наслаждения или украшения интерьера пещер.
Доисторические смайлики
Кристиан Тайлен, когнитивный ученый из Орхусского университета в Дании, вместе со своей командой внимательно изучил десятки покрытых охрой камней, найденных в пещере Бломбос. Рисунки, обнаруженные на ее территории, привлекают внимание исследователей уже довольно давно: одни уверены, что это примитивное искусство, другие — что эти символы стали прародителями письменности. Древние люди рисовали не только на камнях: группа Тайлена также изучила набор скорлупок от страусиных яиц с другого участка, которые также покрыты параллельными линиями и узорами. Возраст этих скорлупок составляет от 52 000 до 109 000 лет — люди уже появились как вид, но еще не изобрели такой вид живописи, как знаменитые наскальные рисунки.
Тайлен полагал, что если знаки были своего рода украшениями — то они должны нести в себе приятные для человеческого глаза паттерны, которые со временем сформировали бы определенную культурную традицию и стали бы запоминающимися. В этом случае весьма вероятно и то, что люди до сих пор изображали бы похожие рисунки. С другой стороны, если знаки были символами (к примеру, волнистая линия изображала бы воду, а круг с полосками — солнце), то символы сильно отличались бы друг от друга и со временем становились бы все более отчетливыми. В качестве примера ученый приводит современные смайлики — они хоть и похожи друг на друга формой, но обладают ярко выраженной индивидуальностью.
Испытание временем
Для того, чтобы выяснить истину, ученый попросил 65 студентов изучить все 24 образца рисунков, а затем попробовать скопировать их или разложить по группам. Исследователям было важно понять, содержат ли рисунки узнаваемые глазом человека последовательности, которые можно было бы скопировать даже после беглого взгляда. В результате оказалось, что человеческому глазу требуется от 2 до 12 секунд на то, чтобы проанализировать и запомнить паттерны; более того, чем более поздними были рисунки — тем проще было их скопировать, что свидетельствует о том, что со временем они становились все более эстетически правильными и приятными. Однако рассортировать изображения по группам или выделить некоторую закономерность в их последовательности так ни у кого и не вышло.
В результате, команда Тайлена вынуждена была отказаться от предположения, что они имеют дело с символами. Его коллега Кори Стад, археолог из Университета Саутгемптона в Соединенном Королевстве, отмечает, что подобное заключение хоть и выглядит логичным, однако не может считаться окончательным. «Археологи часто полагают, что те или иные древние изображения несут в себе определенный смысл, а не только красоту, однако возможности проверить это предположение у ученых нет. Вероятно, если мы чаще будем прибегать к методу Тайлена и привлекать для анализа живых людей, это облегчит наше понимание первобытной культуры», уверена она.