Люди переплачивают за любимую еду
Американские ученые оценили вред, который наносят кошельку внезапные и сильные желания. В английском языке для них существует специальное обозначение — craving, и обычно его употребляют, когда говорят о желании немедленно съесть что-нибудь конкретное. Человек, у которого возникло такое желание, не обязательно голоден: очень часто хочется не насытиться, а почувствовать специфический вкус. Иногда такие желания возникают в ответ на знакомые стимулы: человек может захотеть сладкого в тот час дня, когда он привык есть десерт.
В развлекательной прессе и литературе борьбе с такими внезапными желаниями посвящаются тысячи страниц. Craving обычно переживается очень интенсивно, и очень многим мешает придерживаться рекомендаций диетологов. Чтобы разобраться в природе этих желаний, ученые набрали 44 добровольца и попросили их оценить свое желание съесть лакомство (шоколад, газировку, чипсы) и назвать сумму, которую они готовы отдать за это удовольствие. О том, какие продукты они находят особенно вкусными, добровольцы заранее рассказали ученым. На специальных диетах участники эксперимента не сидели, и противопоказаний против продуктов, которыми их соблазняли ученые, у них не было. К началу эксперимента участники эксперимента ничего не ели как минимум 4 часа.
Оказалось, что трех минут размышлений о лакомстве достаточно, чтобы сумма, с которой человек готов ради него расстаться, увеличилась на треть. Правда, это касалось только продуктов, которых участникам эксперимента периодически очень сильно хотелось и вне лаборатории. Авторы статьи, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences, отмечают, что, хотя сам эксперимент и не дал неожиданных результатов, его протокол пригодится в новых исследованиях — уже с использованием специального оборудования для визуализации активности мозга.