На Венере все-таки может быть жизнь

Американские ученые предположили, что в верхних слоях атмосферы Венеры достаточно воды и не слишком жарко для микроорганизмов, аналогичных земным экстремофилам.
На Венере все-таки может быть жизнь

Ученые не оставляют надежду найти в Солнечной системе внеземную жизнь, или хотя бы свидетельства о том, что она когда-то зародилась на других планетах. Предпосылки есть: геологи уже доказали, что на Марсе когда-то была необходимая для зарождения известных нам форм жизни жидкая вода, а на ледяных спутниках Солнечной Системы, Европе и Энцеладе, жидкая вода есть до сих пор, хотя и спрятана под толстым ледяным панцирем. На этой неделе в журнале Astrobiology было опубликовано исследование, которое возвращает в ряд потенциально обитаемых миров Венеру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Условия для возникновения жизни — жидкая вода и приемлемый диапазон температур — существовали на Венере два миллиарда лет — дольше, чем на Марсе», — поясняет один из авторов работы, биохимик Ракеш Могул (Rakesh Mogul) из Калифорнийского технологического университета. Некоторые виды микроскопических живых существ могли выжить в атмосфере Венеры, где температура сейчас не так высока, как на поверхности, и где есть капли воды, углекислый газ и серная кислота.

Надежда найти жизнь в венерианских облаках крепнет по мере того, как на Земле находят все более стойкие организмы, приспосабливающиеся к самым жестким условиям. В последние десятилетия микробиологи обнаружили бактерии и археи высоко в земной атмосфере (до 41 км), в горячих серных источниках, возле черных курильщиков на дне океана и на отравленной земле ядерных полигонов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вопрос о жизни на Венере в 1967 году поставили астроном Карл Саган и биолог Гарольд Моровиц; сейчас их гипотеза косвенно подтверждается новыми выкладками и сведениями о Венере. С 1962 по 1978 год в облака планеты вошло больше двадцати американских и советских аппаратов (а некоторые даже сели на поверхность); теперь мы наверняка знаем, что в верхних слоях атмосферы, от 40 до 60 км, температуры не слишком высоки для живых существ, хотя поверхность раскалена до 400 градусов.