Чем объясняется увеличение количества крупных планов в кино: результаты исследования психологов
Искусственный интеллект понемногу осваивает распознавание эмоций: определенных успехов в этом деле добились, например, создатели алгоритма, который отличает страдающих овец от радостных и в перспективе поможет фермерам быстрее обращать внимание на больных животных. С эмоциями человека все сложнее, но и тут есть успехи: несколько лет назад систему искусственного интеллекта DARE довели до точности в 92% в деле распознавания лжи (в то время как у живых людей лучший показатель — 81%), а в Пентагоне работают над DIVA - системой, которая должна будет по выражению лица найти в толпе террориста, готового совершить теракт. Но все-таки пока с распознаванием эмоций пока лучше всего справляются люди.
Этим навыком широко пользуются кинематографисты; еще со времен немого кино крупный план лица персонажа с явно выраженными эмоциями — одно из главных выразительных средств языка кино. С тех пор ритм повествования в массовом кино ускорился (сейчас средний фильм содержит до 3000 планов, каждый из которых длится от 2 до 10 секунд, раньше планы были дольше и их было меньше). Крупный план героя с выразительным лицом за последние полвека стал крупнее и используется все чаще, и дело не только в новых, компактных и мобильных, камерах, но и в психологии, считают авторы исследования, опубликованного в журнале Cognitive Science.
Ученые проанализировали 24 популярных фильма, снятых с 1940 по 2010 гг., и обнаружили две тенденции. Во-первых, персонажей показывают зрителю все более крупным планом: в середине века операторы показывали фигуру от колен до головы, сейчас — от плеч. Во-вторых, с годами в кино становилось все больше диалогов, которые заканчиваются молчанием: вместо реплики герой мимикой выражает свои чувства перед камерой. При этом общее количество крупных планов лиц осталось с сороковых годов примерно на том же уровне, даже слегка уменьшилось.
Укрупнение планов продолжалось по мере того, как камеры становились четче и меньше, и в конце концов позволило операторам и режиссерам прийти к наиболее эффективному с точки зрения психологии кадру, глядя на который, зритель легко видит и глаза, и губы персонажа, возможно — его плечи. При такой композиции человек легче всего понимает выражение лица персонажа (это авторы работы подтверждают ссылки на предыдущие исследования, в т.ч. с использованием айтрекинга). Что касается увеличения количества числа диалогов, которые заканчиваются «мимическим высказыванием» персонажа, авторы объясняют эту тенденцию ростом убежденности режиссеров в важности эмоционального контакта зрителя с персонажем.
Создавать этот контакт режиссеры к концу XX века начали, в том числе (и все чаще) с помощью крупных планов лиц героев, не произносящих реплик. Это заставляет зрителя угадывать мысли и чувства героя, основываясь на выражении лица; растущую популярность этого приема ученые объясняют распространением среди теоретиков кино концепции «модели психики» (theory of mind). Суть ее, огрубляя, можно описать как способность человека приписывать независимые представления другим людям с целью объяснения чужого поведения. Эта концепция получила развитие во второй половине прошлого века и присутствовала в работах многих ученых, в том числе теоретиков кино.