Аллергии на арахис приходит конец: клин клином
Новая терапия AR101 от Aimmune Therapeutics использует ту же методику, что профессиональные змееловы, долгие годы вкалывающие себе небольшие дозы яда для выработки иммунитета. Пациент, согласившийся на лечение, также будет получать капсулы, содержащие малое количество арахисового белка, чтобы постепенно выработать к нему толерантность.
Арахисовая угроза
Арахис — один из самых распространенных пищевых аллергенов, при этом реакция, которую он вызывает у больных, может стать опасной для жизни. Дети, в отличие от взрослых, не могут так же избирательно избегать пищи, содержащей арахис, а потому необходимость в препаратах, которые уменьшили бы риск в случае случайного употребления аллергена, стоит очень остро.
Для проведения клинических испытаний было отобрано 496 детей в возрасте от 4 до 17 лет, страдающих тяжелой формой аллергии на арахис. Всего лишь десятой доли одного орешка достаточно, чтобы вызвать у них сильную реакцию, которая может привести к летальному исходу. Каждый день в течение одного года 372 участника испытаний принимали содержимое капсул AR101 вместе с пищей. В каждой капсуле находилось тщательно отмеренное количество молотого ореха, которое постепенно увеличивалось за первые полгода программы, а следующие шесть месяцев оставалось стабильным. Остальные 124 участника получали плацебо.
Результаты оказались весьма оптимистичными. К концу испытаний 67% участников, которым был назначен AR101, могли переносить по меньшей мере 600-миллиграммовую дозу арахисового белка, что эквивалентно примерно двум целым орешкам или бутерброду с арахисовым маслом. Лишь 4% участников, получавших плацебо, могут похвастаться такой толерантностью организма.
Для того, чтобы Управление по контролю за продуктами и лекарствами одобрило новый препарат, он должен использовать плацебо минимум на 15% пациентов и тем самым доказать свою эффективность. У AR101 статистика гораздо выше требуемой нормы — он превзошел минимальный порог на 53%. В пресс-релизе Aimmune заявили, что планируют подать заявку на утверждение FDA до конца 2018 года, а в первой половине 2019 года заявка будет подана на одобрение в Европе.