Евгеника в прошлом, настоящем и будущем
Евгеника: что это за наука?
Евгеника наука о селекции и об отборе желаемых наследуемых характеристик для улучшения будущих поколений, как правило, применительно к людям. Термин «евгеника» был введен в 1883 году британским исследователем и естествоиспытателем Фрэнсисом Гальтоном, который под влиянием теории естественного отбора Чарльза Дарвина отстаивал систему, которая позволила бы более подходящим расам или родам крови иметь больше шансов быстро превалировать над менее подходящими.
История евгеники
Название происходит от греческого «породистый», что означает «хорошо рожденный», поэтому неудивительно, что евгеника как наука стремилась создать лучшую человеческую расу, целенаправленно отбирая хорошие черты и устраняя плохие. На протяжении многих лет у евгеники было множество сторонников, от некоторых из величайших и наиболее почитаемых мыслителей западной цивилизации до худших человеческих монстров, когда-либо ходивших по земле.
Евгеника как наука буквально означает «хорошее творение». Древнегреческий философ Платон, возможно, был первым, кто выдвинул эту идею, хотя термин «евгеника» появился только после того, как британский ученый Фрэнсис Гальтон ввел его в 1883 году в своей книге «Наследственность таланта, законы и последствия».
В одном из самых известных литературных произведений Платона «Государство» философ писал о создании высшего общества путем совместного размножения людей из высшего класса и предотвращения связи между низшими классами. Он также предложил множество правил репродуктивной системы человека, которые помогли бы создать оптимальное общество.
Например, мужчины должны вступать в отношения с женщиной только по договоренности со своим партнером, а отношения между родителями и детьми были запрещены, но не между братом и сестрой. В то время как идеи Платона можно считать формой древней евгеники, он получил мало уважения от Гальтона.
В конце XIX века Фрэнсис Гальтон надеялся улучшить человечество за счет распространения британской элиты. Его план не осуществился в его собственной стране, однако в Америке он получил более широкое распространение.
Евгеника как наука впервые официально появилась в американской истории благодаря законам о браке. В 1896 году штат Коннектикут запретил людям с эпилепсией или «слабоумным» вступать в брак. В 1903 году была создана «Американская ассоциация селекционеров» для изучения евгеники.
Джон Харви Келлог, американский врач, в 1906 году создал «Фонд улучшения расы». Фонд принимал национальные конференции по евгенике в 1914, 1915 и 1928 годах.
По мере того, как концепция евгеники закреплялась, видные граждане, ученые и социологи отстаивали это дело и создали «Бюро записи евгеники». Организация отслеживала семьи и изучала их генетические особенности, утверждая, что большинство людей, считающихся непригодными, были иммигрантами, меньшинствами или бедными.
Архив евгеники также утверждал, что имелись четкие доказательства того, что предполагаемые негативные семейные черты были вызваны плохими генами, а не расизмом, экономикой или социальными взглядами того времени.
Типы евгеники
Фрэнсис Гальтон определил позитивную (положительную) и негативную (отрицательную) евгенику, как два основных метода улучшения человечества.
Положительная евгеника
Что такое позитивная евгеника? Положительная евгеника предоставляла образование, льготы и стипендии при рождении детей для стимулирования продолжения рода среди здоровых людей. Образование убедило бы подходящих родителей иметь больше детей из желания увеличить общее благо. Более низкие налоги на большие семьи и предоставление небольшой выплаты при рождении для каждого «евгенического» ребенка послужили бы дополнительным стимулом. И наоборот, евгенически образованные, но непригодные люди самоотверженно отказались бы от продолжения рода, чтобы предотвратить распространение своей наследственной «порчи». Однако, полагая, что ни альтруизма, ни личных интересов будет недостаточно для контроля над непригодными, многие евгеники также выступали за отрицательную евгенику.
Отрицательная евгеника
Отрицательная евгеника как наука стремилась ограничить деторождение путем запрета брака, сегрегации, сексуальной стерилизации и, в самой крайней форме, эвтаназии. В попытке уменьшить деторождение среди «непригодных» законы запрещали вступать в брак с людьми с заболеваниями или другими состояниями, которые считались наследственными. Аналогичные ограничения запрещали браки между людьми разных рас, чтобы предотвратить смешение поколений.
Евгеника как проблема биоэтики
Вокруг данного учения всегда существовало множество вопросов и дискуссий. В евгенике существуют этические проблемы – сохранение жизни людям с плохим иммунитетом и мутациями негативно сказывается на генофонде. Появляется противоречие: принцип гуманизма заключается в том, чтобы заботиться о благе людей и защищать жизнь каждого и в тоже время принципы приводят к вырождению людей. Некоторые ученые утверждают, что если генетический контроль позволяет спасти человечество от заболеваний, то бесспорно все средства оправданы. Однако большинство исследователей подобные идеи не принимает и считает, что необходимо добиваться улучшения, а не уничтожать.
Евгеника в современности
Исторически сложилось так, что евгеника как наука поощряла людей так называемого здорового, превосходящего происхождения к размножению и препятствовала размножению умственно отсталых или тех, кто выходил за рамки социальной нормы. Евгеника была популярна в Америке на протяжении большей части первой половины XX века, однако она заслужила свою негативную ассоциацию главным образом из-за навязчивых попыток Адольфа Гитлера создать превосходящую арийскую расу.
Несмотря на отказ от термина «евгеника», евгенические идеи по-прежнему преобладают во многих вопросах, связанных с воспроизводством человека. Современная евгеника, называемая генной инженерией человека, прошла долгий путь — с научной и этической точек зрения, и сейчас дает надежду на лечение многих разрушительных генетических заболеваний.
Научное исследование
В XIX веке и начале XX века практически все были убеждены, что искусственный отбор будет способствовать улучшению человечества как вида, но быстро столкнулись с непреодолимыми техническими и этическими проблемами, а в дальнейшем история середины XX века и вовсе поставила крест на всех идеях подобного рода. Однако идея об улучшении человека не умерла, а с развитием генной инженерии стала еще актуальнее и острее. Станислав Дробышевский — антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, научный редактор ANTROPOGENEZ.RU рассказал, что может дать в будущем генная инженерия для избавления людей от генетических заболеваний, какие современные научные исследования ведутся в этой области и какие сложности стоят перед гуманной евгеникой в настоящее время. Видео подготовлено просветительским проектом Наука PRO.