Измельчают ли люди от глобального потепления?
В последние несколько десятилетий рыбаки начали замечать, что крупной рыбы в их сетях становится меньше. Наблюдения подтвердились исследованием 2014 года: учёные установили, что в северных морях средний размер взрослой особи рыб промысловых видов — сельди, пикши и камбалы, за последние 40 лет уменьшился на 20-30%. Исследователи заподозрили, что в уменьшении размеров рыб виновато глобальное потепление — и потепление воды в океане. Но как размер рыбы зависит от температуры воды?
На этот вопрос ответило новое исследование, опубликованное недавно в журнале Global Change Biology. Оказалось, что температура воды влияет на средний размер всех животных, у которых есть жабры — рыб, кальмаров и омаров. Температура тела у всех них зависит от температуры окружающей среды. Нагревается океан — нагреваются и тела таких животных. А вместе с температурой тела растёт скорость обмена веществ; растёт удельная потребность в кислороде на каждый граммы живой ткани.
После определённого момента рыба начинает задыхаться. Количество кислорода, которое рыба может впустить в организм, зависит от площади жабр, а жабры имеют более-менее постоянный размер у всех взрослых рыб одного вида вне зависимости от их массы — примерно так же как размер глаз. К тому же рыба растёт в трёх измерениях, а площадь жабр на то и площадь, чтобы увеличиваться только в двух. Рыба может отрастить жабры побольше, но им никогда не угнаться за ростом остального тела. Авторам исследование нравится сравнение жабр с радиаторами спорткаров: и те, и другие работают тем эффективнее, чем дольше их площадь, но бесконечно увеличивать её невозможно.
Рыбам остаётся только не вырастать большими. Вернее, большие страдают от недостатка кислорода и быстро погибают. Выжить и оставить потомство могут только те, что поменьше — ими-то и заполняются в последние годы рыбацкие сети. Тёплые океаны нашего теплеющего мира будут наполнены мелкой рыбёшкой и маленькими кальмарами и омарами, заключают исследователи. Уже к середине XXI века тунец в Атлантике станет в среднем на треть меньше, чем сейчас, считают они.
Мы — млекопитающие, и дышим, к счастью или к сожалению, не жабрами, а лёгкими. Это — куда более эффективный способ потребления кислорода: лёгкие не плоские, а вполне объёмные, у больших людей — большие, у маленьких — поменьше. Так что по крайней мере измельчание нашему виду (и остальным животным, умеющим дышать лёгкими или кожей) не грозит.