«Человек из Моты» и происхождение ирландцев: 10 невероятных открытий, сделанных благодаря ДНК древних людей
Колумбов обмен
Так называется перемещение растений, животных, а также населения и технологий из Старого в Новый свет в результате открытия Америки. Вместе с представителями Старого света на новый континент приехали и их болезни, сильно повлиявшие на популяцию аборигенов. Оспа, корь, тропическая лихорадка изменили не только численность коренных американцев, но и их геном.
Изучая ДНК цимшиан, канадских индейцев, ученые заметили колоссальные различия в генах древних и современных индейцев, связанные с иммунитетом. Исторические данные гласят о вспышке оспы среди цимшиан после контакта с европейскими гостями: оспа убила 57% этнической группы. Гены древних цимшиан были адаптированы под заболевания, традиционно существование в этом регионе. Чтобы выжить, их потомкам пришлось не только научиться обороняться, но и «вписать» в свои ДНК устойчивость к новым болезням.
Происхождение ирландцев
Носителями генома древних ирландцев принято считать женщину эпохи неолита и двух мужчин бронзового века. Останки женщины были найдены в 1855 году неподалеку от Белфаста, их возраст датируется в 5200 лет, а кости мужчин были обнаружены на острое Ратлин, их возраст оценивается в 4200 лет. Так, геном древней женщины выявил сходство с геномом современных жителей Испании и Сардинии, а ее предки, по мнению ученых, прибыли с Ближнего Востока.
Геном мужчин с острова Ратлин отличается от женского — их предки были родом из понтийских степей Причерноморья, расположенных на территории современной России и Украины. Геном древних жителей острова Ратлин ближе к геному современных ирландцев, шотландцев и валлийцев, чем геном женщины. Скорее всего, это были одни из представителей нескольких групп, которые в дальнейшем образовали кельтскую цивилизацию.
Люди Комо
Комо некогда населяли территории современной Ганы в Западной Африке. Интерес археологов к этой малой народности вызвала одна особенность: древние люди Комо оставляли после себя причудливые терракотовые фигурки, изображавшие людей и животных. Ученые решили изучить те ДНК, которые могли остаться в артефактах. Правда, без особой надежды: засушливый климат и нахождение в течение столетий в горячем песке скорее всего разрушили бы ДНК. Но ученым повезло! Многовековые сосуды сохранили ДНК, которые подарили удивительные открытия.
В них были обнаружены следы подорожника, банана и сосны — ничто из этого не встречалось на данной территории во времена создания исследуемых артефактов (600-1300 гг. н.э.). Таким образом, небольшая фигурка малоизвестной этнической группы рассказала миру о хорошо налаженных торговых путях между Западной Африкой и Сахарой.
Неизменная ДНК
Редко можно встретить людей, чья ДНК не менялась последние 8 тысяч лет: представители древнего мира постоянно мигрировали, что навсегда запечатлено в наших генах. Но есть и исключения. Генетические исследования останков женщины каменного века, найденных на Дальнем Востоке, обнаружили ее ближайшее родство с современными этническими группами региона. В первую очередь это относится к эвенкам (тунгусам), проживающим на территории России, Китая, Монголии.
«Человек из Моты»
Скелет человека, жившего 4,5 тысяч лет назад, чудом сохранившийся в прохладной сухой пещере Мота на юге Эфиопии, рассказал ученым о миграции народов Африки. Геном «человека из Моты» — это первый геном древнего человека в Африке.
Ранее считалось, что современные люди попрощались с Африкой около 70 тысяч лет назад и распространились на Ближний Восток и за пределы Азии, а потом, освоив там земледелие, фермеры с Ближнего Востока и Турции вернулись на континент, дав начало современным африканским народам. Однако «человек из Моты» генетически не был похож на «реэмигрантов» из Европы. У него были карие глаза и и черная кожа, он был приспособлен к высокогорной жизни, кроме того, в отличие от евразийцев с территории Турции и Ближнего Востока, он не мог переваривать молоко. Ученые предполагают, что геном «человека из Моты» тесно связан с геномом представителей культуры линейно-ленточной керамики, первой неолитической культуры в Западной и Центральной Европе.
Зубы датского короля
Король Дании Свен II Эстридсен, которого также называют последним королем викингов, был похоронен в 1076 году в одной могиле с матерью — так, по крайней мере, считалось до недавнего времени. Ученые исследовали ДНК королевских зубов и выяснили: женщина, с которой упокоился последний король викингов, не только не может быть его матерью генетически, но еще и намного его моложе. Согласно историческим данным, мать Свена, Эстрид, скончалась в возрасте 70-и лет, тогда как незнакомке в его могиле было не более 35-и лет на момент смерти. Возможно, короля захоронили с одной из его невесток, а настоящая мать Эстридсена покоится неподалеку.
Лондонское многообразие
В Музее Лондона хранятся четыре скелета первых обитателей британской столицы. Недавние исследования останков доказали, что древние жители Лондона не были его уроженцами. Наиболее ценным для генетиков стал скелет 14-летней девушки, который назвали «подросток с Лэнт-стрит». Геном «подростка» говорит о том, что юная леди выросла... в Северной Африке! А митохондриальная ДНК (та, что передается только по материнской линии) выдала предков из Южной и Восточной Европы.
Другой скелет, получивший имя «человек с Мэнселл-стрит», также обладал африканскими корнями, но вырос при этом на территории современного Лондона: об этом свидетельствуют обнаруженные в его костной ткани заболевания, характерные для жителей Западной Европы. Третьему лондонцу дали прозвище «гладиатор» — он явно погиб насильственной смертью и вел суровый образ жизни, который повлек за собой множественные травмы и увечья. Как и «подросток с Лэнт-стрит», родился «гладиатор» не в Лондоне, а митохондриальная ДНК говорит о предках с Ближнего Востока и Восточной Европы.
Единственный из четырех первых жителей Лондона, кто родился и вырос в Британии, — это «женщина с Харпер-роуд». Два любопытных факта о древней британке: она была захоронена вместе с римскими реликвиями, на момент ее гибели в этих землях командовали римляне, и возможно, местная жительница пыталась вписаться в новый уклад, который пришел с захватчиками; во-вторых, женщиной она была физически, а генетически — мужчиной. Выходит, один из первых жителей Лондона был трансгендером.
Внезапное исчезновение европейцев
Пытаясь узнать, расселялись ли выходцы из Турции по территории Европы 7,5 тысяч лет назад, ученые рассмотрели ДНК древних европейцев, которые жили на территории Италии и Германии. Оказалось, что ДНК принадлежат совершенно разным культурам. Да, первые пан-европейцы действительно пришли на эту землю со стороны Турции, обосновались и процветали. Но, видимо, что-то пошло не так: все данные генетические маркеры обрываются примерно 4,5 тысяч лет назад. Иными словами, какое-то внезапное событие вызвало массовую миграцию.
Влиятельная гречанка
До недавних пор археологи были убеждены, что положение женщины в Древней Греции было настолько ничтожным, что ее можно было сравнить с движимым имуществом. Однако генетика помогла и здесь. Изучая историю Микен, в частности, могилы правителей древней цитадели, ученые обнаружили среди царственных останков женские. Сперва было решено, что они могли принадлежать супруге одного из привилегированных мужчин, и ее роскошная могила служила символом его статуса. Но исследования ДНК показали, что она была не женой, а сестрой одного из мужчин. Выходит, что женщины в Древней Греции могли быть влиятельными и даже находиться у власти.
Голубоглазый пещерный человек
В 2006 году на Северо-Западе Испании был найден скелет древнего человека, жившего 7 тысяч лет назад. Его назвали «человек Ла-Брана 1».
Мужчина был смуглым и голубоглазым. Ранее полагалось, что человек (который изначально был и смуглым, и кареглазым), мутировал в другом порядке — сперва менялась пигментация кожи (на более светлую), а потом цвет глаз. «Человек Ла-Брана рассеял этот миф»: выходит, цвет голубых глаз у людей появился раньше, чем светлая кожа.
Это не единственная заслуга испанской находки. Так, считалось, что устойчивость иммунитета перед болезнями, передающимися от животных, выработалась с началом земледелия. Но геном «человека Ла-Брана» говорит о другом: живя в эпоху охотников и собирателей, его организм уже был устойчив ко многим патогенным организмам.