«Голливудский камень» и загадка Каса Гранде: 10 самых запутанных и таинственных древних лабиринтов

Лабиринт — это одновременно и головоломка, и символ. Запутанные пути, ведущие или к выходу, или к тупику, появились тысячи лет назад: как в виде изображений, так и в качестве сооружений. В нашей подборке — 10 лабиринтов, хранящих в себе тайны и по сей день.
«Голливудский камень» и загадка Каса Гранде: 10 самых запутанных и таинственных древних лабиринтов
Getty Images

Знаете ли вы, что существует два вида лабиринтов? Наиболее древние относятся к так называемым уникурсальным лабиринтам, то есть имеющим единственный вход и только одну дорожку, ведущую от этого входа к центру; тупиков в таких лабиринтах нет. Другой вид лабиринтов — мультикурсальный (в английском языке для него есть отдельное слово, «maze»). Один из наших сегодняшних героев относится как раз к последнему типу. Угадайте, который!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лабиринты на Большом Заяцком острове

Самое большое в мире скопление неолитических лабиринтов находится на Соловецких островах — 35 лабиринтов, которые на местном диалекте называются «вавилоны».

Наиболее известны лабиринты Большого Заяцкого острова. Все 14 лабиринтов — круглой или овальной формы, с диаметром от 6 до 25 м — сосредоточены на небольшой площади в 0,5 кв км на западной стороне острова. Ряды спиралей, из которых состоят лабиринты, напоминают змей с головой в центре конструкции. На восточной стороне острова также много различных нагромождений из камней и валунов, но ни один из них не является лабиринтом.

О назначении лабиринтов существует две основных версии. Первая связывает их с древними ритуалами, вторая предполагает, что лабиринты служили своего рода сложной ловушкой для ловли рыбы — во времена их создания уровень моря был значительно выше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Некоторые спирали, составляющие лабиринты на Большом Заяцком острове, похожи на змей с головой — она располагается в центре конструкции.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лабиринт как связь между Грецией и Индией

В августе 2015 года археологи заявили, что найденный в Индии лабиринт, возрастом около 2 тыс лет, идентичен лабиринту, изображенному на древнегреческих глиняных табличках, датируемых 1200 годом до н.э. (т.е. на 800 лет моложе индийских). Греческие лабиринты, найденные при раскопках Пилоса, было принято считать самыми древними изображениями лабиринтов в глине.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Индийский лабиринт находится в городе Джедимеду (штат Тамилнад) и представляет собой квадрат, каждая сторона которого составляет 17 м. Длина путей лабиринта варьируется от 0,8 до 1,1 м. Открытие лабиринта было сделано в процессе раскопок на древнем торговом пути, соединявшем города Азхаганкулам (штат Тамилнад) и Палаккад (штат Керала). Терракотовые светильники и полудрагоценные камни, найденные вблизи лабиринта, свидетельствуют о былом богатстве региона. Лабиринт Джедимеду — второй по величине в Индии. Самый крупный археологи обнаружили в том же штате Тамилнад в 2014 году. В Индии, кстати, до сих пор принято изображать лабиринты в собственном доме — они обладают магической силой, защищая жилище от злых духов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Границы меандра соединяются и образуют единый радиус лабиринта — он пересекает окружности головоломки.

Лабиринт в соборе Шартра

На протяжении 2,5 тыс лет Шартр был одним из самых сакральных мест на территории современной Франции. Сперва его почитали друиды, позже на том же самом участке христиане возвели кафедральный собор. Кельтские жрецы считали, что от этой земли исходит особая энергия, и почитали подземные воды этой территории, веря в их целительные силы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одна из главных достопримечательностей города Шартр — чудо готической архитектуры, кафедральный собор Нотр-Дам-де-Шартр, строительство которого началось в 1194 году и длилось 25 лет. В 1205 году внутри собора из древних камней был создан лабиринт. Общая длина лабиринта составляет 294 м, а диаметр — 13 м. По этому пути до сих пор проходят монахи и пилигримы.

Точных данных (и даже более-менее уверенных предположений) о целях постройки лабиринта все еще нет. Существуют предположения, что лабиринт стал своего рода могилой для масонов, которые его построили, однако пока у этой версии нет никаких доказательств.

Фото
Общая длина лабиринта — 294 м. Этот путь и сегодня проходят монахи и пилигримы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Человек в лабиринте»

Индейцы Юго-Запада Северной Америки верили, что некоторые племена (папаго и пима) появились благодаря божеству I’itoi. Традиционный для народностей папаго и пима мотив «человек в лабиринте» изображает божество I’itoi на входе в лабиринт, что символизирует цикл жизни и выбор, который мы совершаем. Этот широко распространенный среди индейцев лабиринт состоит, как правило, из 7-и кругов. Сам круг представляет собой смерть, а вечная жизнь находится в центре лабиринта. Каждая «тропа» начинается с периферии и ведет к центру, но каждый поворот словно отворачивает путь от центра.

Интересно, что некоторые из этих лабиринтов содержат намеренную ошибку, которую называют «дверью» — полагается, что с помощью этой двери дух может сбежать из лабиринта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Все «тропы» лабиринта берут начало с периферии, приводя к центру. Однако каждый поворот как будто отворачивает путь от центра.

«Голливудский камень»

В 1908 году охотники на горностая в графстве Уиклоу (Ирландия) обнаружили огромный валун, 1,2 м высотой и 0,9 м шириной, на котором изображен лабиринт. Небольшой участок лабиринта, диаметром 70 см, на камне отсутствует.

Предполагается, что создание лабиринта относится к Средним векам. Возможно, «Голливудский камень» был сигналом к стоянке для паломников, совершавших путь в Глендалох: камень нашли как раз неподалеку от древней дороги пилигримов, ведущей к монастырю в Гленд-лоу. По некоторым предположениям, лабиринт мог символизировать извилистость, непредсказуемость и трудность пути пилигрима.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
После находки камня охотниками в 1908 году паломники воссоздали на нем лабиринт.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лабиринт «Иерихон»

Один из самых загадочных христианских символов. Во многих средневековых рукописях город Иерихон изображен как лабиринт или как объект в центре лабиринта. Город Иерихон прочно ассоциировался с понятием лабиринта и в римско-католической традиции, и в иудейской.

Самый ранний лабиринт «Иерихон» был найден в монастыре Абруции (Италия) и датируется 822 годом. Его отличает не только возраст, но и квадратная форма — большинство аналогичных лабиринтов предстают в виде круга. Все толкования значений лабиринта «Иерихон» связаны с богатой библейской символикой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Многие лабиринты традиционно изображали как круг, но «Иерихон» имеет нетипичную форму квадрата. Возможно, это связано с датой находки.

Бло-Юнгфрун

Безлюдный остров в проливе Кальмарсунд, в регионе Лен Кальмар (Швеция). На протяжении веков остров пользовался репутацией мистического места, где происходят сверхъестественные явления. До сих пор туристам, посещающим остров, строжайше рекомендуют не сворачивать с пути и не прогуливаться с наступлением темноты. Остров украшают голые скалы, густые леса, пещеры и знаменитый каменный лабиринт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лабиринты на скандинавских островах — распространенное явление, но этот является крупнейшим на территории Швеции. Возможно, его создание связано с добычей рыбы в Бло-Юнгфрун (как, например, и одна из версий о назначении лабиринтов на Соловецких островах).

Фото
Интересно, что туристам запрещено проходить лабиринт в темное время суток.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Загадка Каса Гранде

Если тайны большинства лабиринтов связаны с целью их создания, то лабиринт в Каса Гранде оставляет много вопросов и о времени своего появления. Один из самых странных и противоречивых лабиринтов был обнаружен при раскопках руин древнего города Каса Гранде в Аризоне. На северной стене одного из зданий изображен сложнейший лабиринт. Долгие годы он считался единственным лабиринтом на территории Северной Америки и Южной Америки. Тем не менее, конструкция данного лабиринта имеет поразительное сходство с критским лабиринтом, которому более 2 тыс лет. Вполне вероятно, что лабиринт в Каса Гранде был доколумбовским.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Много лет эту находку считали единственным лабиринтом, найденным в Северной Америке и Южной Америке.

Датская находка

Совсем недавно, в 2017 году, датские археологи обнаружили череду каменных скоплений, относящихся к Каменному веку, которые когда-то представляли собой лабиринт. Площадь древнего лабиринта на мысе Стевнс составляет 18 тыс кв м. На сегодняшний день раскопан только небольшой участок, так что сложно судить о какой-то конкретной цели сооружения. Обычно подобные палисады служили для обороны территории. Но в данном случае «полюсы» лабиринта расположены достаточно далеко друг от друга, на расстоянии 2-х метров, так что врагу несложно было бы туда проникнуть. Возможно, лабиринт использовался для древних ритуалов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
«Полюсы» лабиринта находятся друг от друга на дальнем расстоянии — 2 метра.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лабиринт Минотавра

Пожалуй, самый известный в мире лабиринт. Согласно мифу, царь Минос, правящий островом Крит, приказал архитектору Дедалу построить лабиринт — дворец с запутанными путями коридоров и комнат, ведущих к страшному Минотавру. Многие считают, что тем самым лабиринтом, воспетым в древнегреческой мифологии, был Кносский дворец, памятник миносской культуры, которому уже 4 тыс лет. Однако эту версию оспаривают некоторые ученые, полагая, что дворец был построен значительно позже описанных в мифах событий. Существует мнение, что настоящим лабиринтом служил комплекс пещер в горах близ Кносса — ведь они тоже представляют собой череду просторных «залов», соединенных узкими «коридорами».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Существует множество теорий создания самого популярного лабиринта в мире. По одному из мифов, царь острова Крит Минос отдал приказ о постройке архитектору Дедалу.

Как проходить лабиринты

Мы подобрали 9 популярных способов прохождения лабиринтов: они основаны на алгоритмах действий.

1. Следование вдоль стен (Wall follower). Один из самых простых способов — таким образом можно быстро пройти лабиринт, не используя дополнительной памяти.

Сначала необходимо начать с проходов, а в момент, когда на пути появляется развилка, всегда поворачивать направо (или налево). Для применения способа в головоломке из реальной жизни следует класть руку на правую или левую стену (в зависимости от того, что вы выбрали) и всегда ее держать на этой стороне.

2. Алгоритм Пледжа. Такой способ — дополненная версия следования вдоль стены. Его преимущество в том, что при прохождении головоломки человек способен перепрыгивать между «островами».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для начала нужно выбрать направление, по которому вы всегда будете следовать. Если на пути попадается стена, стоит начать идти вдоль, пока не появится возможность продолжить путь по алгоритму. При этом рекомендуется начать с дальней из них. Проходящий головоломку подсчитывает сделанные повороты по определенному правилу. Поворот налево — -1, поворот направо, в свою очередь, — +1. Когда сумма сделанных поворотов окажется равнозначной, то нужно прекратить следование вдоль стен — далее идет движение в выбранном направлении.

3. Алгоритм цепей (Chain algorithm). Человек, решающий головоломку, воспринимает ее как некие звенья одной цепи — получаются несколько лабиринтов меньшего размера, которые нужно решить по порядку. Нам необходимо обозначить места начала и конца, а с помощью них алгоритм укажет верный путь. Важно учесть, что такое решение не подойдет, если проходящий лабиринт не знает точного расположения конца.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рисуем прямую линию от начала до конца (можно позволить ей пересекать стены). Далее следуем по линии: в случае тупика идем в обход. Также в этом способе существуют «роботы» — двоих отправляем вдоль стен, на которые наткнулись при решении. Есть два условия:

— в случае, если робот опять пересечется с нашей линией (в точке, которая ближе к выходу), то нужно следовать по этой стене до тех пор, пока не достигнем ее самостоятельно. О пути по линии при этом не забываем: важно повторять процесс, пока не дойдем до конца;
— в случае, если все два робота возвращаются к тем локациям головоломки, которые были изначально, то лабиринт решить невозможно.

4. Алгоритм Тремо (Trémaux's algorithm). Он применяется для прохождения лабиринтов, где человек находится непосредственно внутри. При движении по проходу рисуем линию за собой, помечающую наш путь. Если встретили тупик, — делаем поворот назад и возвращаемся таким же путем, которым пришли. Дойдя до неизвестной нам развилки, выбираем новый проход (можно случайным образом). Есть два варианта развития событий:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идем по новому проходу и натыкаемся на развилку, встреченную ранее, — определяем ее как тупик и возвращаемся путем, которым пришли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идем по проходу, помеченному ранее, и встречаем развилку — выбираем любой новый проход. Если это невозможно сделать, то проход, который пометили раньше.

5. Заполнитель тупиков (Dead end filler). Предварительно просканировав лабиринт, заполняем каждый тупик — то есть делаем заливку прохода в обратном порядке от тупика до появления развилки. Становится очевидным решение: их может быть несколько в зависимости от того, сколько выходов у головоломки. Стоит заметить, что этот алгоритм может не сработать в лабиринтах без тупиков.

6. Cul-de-sac filler. Для прохождения игры по этому алгоритму мы сканируем лабиринт и для каждой петлевой развилки добавляем стену, чтобы превратить всю петлю в длинный тупик. Дальше нужно применить Dead end filler. Важно: здесь могут находиться петли, которые вылезают из других конструкций (они превращаются в петли после удаления первых петель). Из-за этого важно повторять всем процесс до тех пор, пока сканирование не будет давать результатов.

7. Blind alley filler. С помощью такого способа прохождения лабиринта можно найти все возможные пути, заполнив тупиковые развязки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В каждую развилку лабиринта отправляются роботы, которые будут следовать вдоль стен. Мы наблюдаем за их поведением — нужно отследить, вернулся ли отправленный робот таким же маршрутом. Если да, то этот проход и все, что находится после него, не может стать решением. Именно по этой причине нужно нужно перекрыть наш проход и залить все находящееся за ним. Этот алгоритм заполняет все то же, что и cul-de-sac filler плюс несколько путей.

8. Collision solver. С помощью этого алгоритма можно найти все наиболее короткие решения. «Вода» заливает пространство: получается, что все на одном расстоянии от начала заполняется одновременно. В момент, когда два «столбца воды» становятся ближе к проходу (с обеих сторон), в исходную головоломку надо добавить стену в месте столкновения. Далее все части лабиринта уже «затоплены», а проходящий, в свою очередь, заполняет новые препятствия за исключением находящихся на кратчайшем пути. Далее нужно лишь повторять способ, пока столкновения не исчезнут полностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

9. Поиск кратчайшего пути (Shortest path finder). Способ похож на Collision solver — «вода» заполняет лабиринт, и все, что находится на одном расстоянии от начала, заливается одновременно. В то же время каждая «капля» способна запомнить, какой именно из них они были заполнены. Далее мы возвращаемся от «капли», попавшей в решение, к началу. Именно так определяется кратчайший путь. Такой алгоритм решения головоломки хорошо подходит для любых входных данных.