Невероятная история о советском физике, который случайно сунул голову в ускоритель частиц

Что произойдет, если подставить руку под пучок частиц в ускорителе? Если забыть о том, что в кольце синхротрона ускоренные частицы летают в вакууме, можно провести мысленный эксперимент и попробовать угадать последствия. А можно обратиться к опыту человека, засунувшего в синхротрон голову.

Частицы, летящие в тоннелях синхротронов по всему миру, обладают чудовищными энергиями, с которыми в обычной жизни человеку сталкиваться не приходится. Даже в медицинских аппаратах альфа-частицы, которыми врачи бомбардируют раковые опухоли, обладают энергией не выше 250 миллионов электрон-вольт, а энергия частиц в пучках ускорителей измеряется в миллиардах эВ. Их воздействие на человека долгое время было предметом исключительно мысленных экспериментов, пока 13 июля 1978 года советский физик Анатолий Бугорский не подставил голову под пучок протонов в синхротроне У-70 в Протвино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото

В тот исторический день вышел из строя защитный механизм, и пучок протонов на скорости, близкой к скорости света, прошел сквозь череп и мозг Бугорского, когда тот наклонился, чтобы выполнить мелкий ремонт неисправной детали. Получив на входе 200 000 рентген, а на выходе больше за счет рассеяния на материале — 300 000 рентген, ученый остался жив, защитил диссертацию, начатую еще до инцидента, и всю жизнь проработал на том же синхротроне, однако до сих пор страдает от приступов, а лицо его как будто разделилось на две части, из которых одна выглядит несколько моложе другой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Анатолий Бугорский, 2009 год.

Инцидент долгое время замалчивался, однако после распада Советского союза физик начал давать интервью, в которых рассказывал о том, как увидел яркую вспышку, но совершенно не почувствовал боли. Врачи до сих пор не обнаружили в его теле онкологических маркеров, хотя излучение часто становится причиной рака. Возможно, все дело в том, что через голову Бугорского прошел точно сфокусированный пучок частиц, успевший задеть очень немногие клетки ограниченного числа тканей.